Имплементация Соглашения об Ассоциации отложена
12 сентября, ЕС объявил о том, что временное применение Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом будет отложено до 2016 года. Это решение стало результатом трехсторонней встречи министров ЕС, Украины и России, направленной на разрешение торговых споров с Россией в отношении якобы негативного влияния Договора между Украиной и ЕС на российскую экономику.
Что это значит для Украины? Рассмотрим ключевые моменты договоренностей.
1. Cначала ратификация - потом гибкость. Договоренности вступят в силу в случае ратификации Соглашения об ассоциации(DCFTA). Исходя из Совместного министерского заявления "... Европейская Комиссия готова, в случае, если Украина ратифицирует соглашение об ассоциации с ЕС, предложить дополнительную гибкость..." Это очень важно, поскольку это означает, что в текст Соглашения не будет внесено никаких изменений, и ратификация - т.е. необратимость Соглашения - является необходимым условием для любых временных уступок.
2. Рынок ЕС остается открытым. ЕС продлит автономные торговые преференции для Украины до 31 декабря 2015, таким образом, обеспечивая украинских экспортеров большинства товаров доступом к свободному рынку. Автономные торговые преференции повторяют график либерализации торговли предусмотренный в первый год реализации Соглашения об ассоциации и устанавливают беспошлинный режим для 95% промышленной продукции и 84% сельскохозяйственной продукции, и беспошлинные тарифные квоты для остальной сельскохозяйственной продукции. Это выгодно для украинского бизнеса в контексте переориентации экспортных потоков из России в направлении ЕС. По данным Государственной службы статистики Украины, экспорт в ЕС в первой половине 2014 года вырос на 14,9% в годовом исчислении, в то время как экспорт в Россию снизился на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
3. Украинский бизнес получает дополнительное время для повышения конкурентоспособности. Задержка в реализации DCFTA предоставляет украинскому бизнесу дополнительное время, чтобы подготовиться к либерализации торговли и усилению конкуренции на внутреннем рынке. Тем не менее, мы должны понимать, что резкая девальвация гривны уже создала гораздо более серьезный щит для импорта по сравнению с отсрочкой в постепенной ликвидации импортных пошлин, средний уровень которых в настоящее время составляет около 4%.
4. Россия обязалась следовать Договору о Зоне свободной торговли с СНГ. В Совместном министерском заявлении говорится, что "... Россия и Украина подтверждают, что будут по-прежнему применять преференциальный режим в рамках Зоны свободной торговли с СНГ". Это обязательство снижает риск отмены беспошлинного режима для украинского экспорта в Россию. В июле Россия опубликовала проект постановления, предусматривающий увеличение импортных пошлин до уровня Режима наибольшего благоприятствования в торговле для выбранных категорий товаров украинского экспорта. Ожидалось, что постановление будет принято после ратификации DCFTA. Теперь вероятность его принятия значительно меньше. Кроме того, у России не должно быть оснований обратиться к Приложению 6 Договора о Зоне свободной торговли СНГ, поскольку режим свободной торговли не распространяется на экспорт ЕС в Украину. Но именно нетарифные барьеры обычно создают торговые препятствия для экспорта в Россию. Высокой также остается вероятность продолжения практики применения ad-hoc барьеров для экспорта, которые объясняются якобы нарушением Технических барьеров к торговле или Санитарныхи фитосанитарных мер.
5. Основной риск в отсрочке реформ. Ключевой особенностью Соглашения об ассоциации является гармонизация украинского законодательства с законодательством Европейского Союза. Она должна обеспечить не только лучшее качество украинского законодательства, но и его надлежащюю имплементацию, а значит - и улучшение инвестиционного климата в стране. Отсрочка временного применения Соглашения об ассоциации означает сдвиг в графике реализации, который встроен в Соглашение, и уменьшение международного давления на реформы.