Как пережить кризис: Советы предпринимателям от экспертов интернет-отрасли
Курс доллара заметно вырос, венчурные инвесторы стали осторожнее в своих действиях, а рекрутёры предрекают сокращения.
Эксперты интернет-отрасли дали предпринимателям несколько советов о том, как пережить кризис.
Максим Спиридонов,
сооснователь и генеральный директор «Нетологии-групп»
В одном спектакле, который я видел в юности, герой, неожиданно оказавшись ночью один в лесу, повторял фразу «Главное — ничего не бояться!». Он повторял ее сначала тихо, потом все громче, громче. В конце концов он кричал ее во все горло. Этот рефрен «Главное — ничего не бояться!» я вспоминал в своей предпринимательской жизни несчетное количество раз. Как для себя, так и для участников команд, которыми руководил.
Кризис в жизни страны или отдельной компании пугает. Порой чрезвычайно. А страх мешает принимать трезвые решения. Первое, что нужно сделать в сложной ситуации, — это убедиться, что тобой руководят не страх или паника, а трезвый подход. Это бывает сложно, но нужно выйти из-под действия эмоций. Затем оглядеться и рассчитать наихудший сценарий. Психологически принять то, что все может стать совсем плохо, и продумать практические шаги подготовки к такому положению вещей. Но после расчета наихудшего сценария — продумать, какими могут быть пути обхода или переигрывания. И, имея в запасе план Б на случай, если все пойдет плохо, реализовывать стратегию, нацеленную на то, что все будет хорошо.
При этом в любом случае кризис — время для перепроверки всех расходных статей и их оптимизации, время для мобилизации и поддержки в высоком психологическом тонусе сотрудников, время для экспериментов, поиска новых путей развития и, конечно, время для обучения новому. Тому, что сможет дать вашей компании, вашему проекту новый импульс и витальные силы для выживания.
Сергей Белоусов,
основатель и генеральный директор Acronis
Начнем с того, что я не знаю, как пережить кризис. Ситуация сложная — я сейчас говорю не столько о России, сколько обо всем мире. Прогнозы давать я не готов — экономисты говорят, что с такой рецессией, к которой мир идет сейчас, экономика еще не сталкивалась, и я тоже так думаю. Хочется надеяться, что через несколько лет все стабилизируется, но это пожелание, а не прогноз.
Так что я могу дать только какие-то общие советы: сократить расходы, не делать лишних трат — то, что все и так знают. Что касается непосредственно России, то больше всего пугает неопределенность: как будут себя вести власти, что будет с валютой, что станет происходить с импортозамещением (здесь все особенно сложно: грамотное поведение правительства может сильно поддержать отрасль, а неосторожное — точно так же сильно навредить). На эти вопросы точно никто не даст ответа, и это очень плохо для бизнеса.
В то же время могу сказать, что российским компаниям, которые ориентированы на глобальный рынок, выживать и развиваться будет сильно проще, чем локальным. Мы, скажем, в своем быстрорастущем сегменте кризис вообще не ощущаем — в России мы делаем 3−4% продаж. Кроме того, для таких компаний, как Acronis, сейчас неплохой момент для найма хороших сотрудников, стоимость которых стала меньше. Так что глобальные бизнесы пока кризис не очень чувствуют.
Алена Владимирская,
сооснователь и генеральный директор PRUFFI
Если вы наёмный сотрудник и вам до 35-ти, кризис — это время новых возможностей. Большие компании впервые начинают ориентироваться не на корпоративную иерархию и должности, а только на возможное велью для компании. Оформляйте свою идею в виде конкретных показателей, как это будет в виде денег и ресурсов, которые нужны. Но нужно понимать, что ни одна компания сейчас не вложится в долгие сложные проекты. Прибыль нужна здесь и сейчас, в крайнем случае — в перспективе 3-4 месяцев.
Как ни странно, кризис — время для открытия своего дела. Лучшие проекты возникают именно в такие моменты, так как на рынке образуется большое количество внезапно свободных людей с высокими компетенциями, которые будут изобретать новые сущности.
В условиях кризиса стартапы получают возможности для взрывного роста, конечно, при нахождении правильной бизнес-модели. Сейчас никто не будет вкладываться в идеи, сейчас вкладываются в готовые продукты и команды. Плюс из-за импортозамещения крупные российские компании начнут покупать стартапы для увеличения скорости своего роста. То есть, на рынок, наконец, придут стратегические инвесторы.
Константин Синюшин,
основатель венчурной компании the Untitled
1. Помните, что большая часть интернет-проектов находится в самом конце пищевой цепочки, поэтому замедление экономики идет до них дольше всего, а денег дойдет меньше всего. Поэтому, если сегодня у вас пока все еще хорошо, не поддавайтесь оптимизму и уже начинайте заранее сокращать свои косты под будущую потерю выручки.
2. В кризис, кроме проблем, бывают еще и возможности, которые надо только суметь разглядеть и воспользоваться ими. Например, все проекты, которые позволяют клиентам заметно сокращать расходы или привлекать новые доходы, обычно именно в кризис начинают расти.
3. Если у вас рублевые доходы и валютные расходы, то вам уже не помогут никакие советы, но если расходы ваши в рублях, а доходы тоже в рублях, подумайте, не пора ли попробовать выход на другие рынки, где потребитель будет платить вам в валюте.
Олег Анисимов,
член совета директоров интернет-бухгалтерии «Мое дело»
Всегда всем советую откладывать 30% доходов в виде сбережений, чтобы на случай кризиса и возможной потери дохода человек мог жить на эти сбережения без нервов хотя бы один год и спокойно заниматься поиском места выгодного приложения сил. Тем, у кого нет сбережений, при потере работы будет довольно сложно.
Касательно интернет-бизнеса: должно стать полегче, так как уйдут дутые проекты, которые составляют нерыночную конкуренцию, будучи планово убыточными. Для небольших предпринимателей время для старта хорошее: можно создать задел, который выстрелит при возобновлении роста экономики.
Роман Горовой,
генеральный директор Black Ocean Russia, сооснователь BimBasket
Кризис — это одновременно и шанс, и риск для стартапа, да и вообще для любой компании. Умные компании выходят из кризиса окрепшими, глупые умирают или значительно теряют долю. Чтобы последнее не произошло, я бы посоветовал три вещи.
1. Вспомните о принципе lean startup. Проверьте все свои процессы на эффективность, поставьте конкретные цели по снижению расходов и повышению производительности. Не нашли потенциалы для снижения? Значит, плохо искали. Японцы в философии Kайдзен говорят, что нет идеального состояния, всегда можно и нужно находить потенциалы для снижения издержек.
2. Фокус на клиента. Покупательская способность падает, ваш клиент становится более привередливым, считает каждую копейку, постоянно ищет лучшее предложение по соотношению цена-качество. Пока ваши конкуренты экономят на всем подряд, вкладывайте все ресурсы в улучшение вашего продукта и сервиса. Также сейчас идеальное время для ввода программ лояльности, нацеленных на увеличение LTV.
3. Есть деньги? Инвестируйте! Курс рубля рухнул, а с ним стоимость разработки и рекламы, зарплаты сотрудников. Если есть свободные средства, сейчас идеальный момент для инвестиций и опережения слабых конкурентов. В 2009 году, когда рынок рухнул на 30−40%, я на своем заводе в Германии все ресурсы кинул на разработку новых продуктов, при этом даже отправлял сотрудников в неоплаченный отпуск. И при выходе из кризиса у меня была обновленная, сверхконкурентная линейка, в итоге я значительно усилил свои позиции на рынке. То же самое сейчас делаем в наших российских проектах, BimBasket и Pics.ru. Благо у нас инвестиции зафиксированы в долларах.
Взято
отсюда.