Интернет-проекты стали зарабатывать на желающих сэкономить россиянах
Больше половины россиян живут в режиме постоянной экономии, причем каждый пятый начал резать расходы «пару месяцев назад», показал декабрьский опрос ВЦИОМ. На тревоге потребителей зарабатывают небольшие интернет-проекты, помогающие тратить меньше.
Россияне станут более скупыми в ближайшие годы, и дело не только в сокращении реальных доходов, но и в том, что потребительское поведение становится рациональнее, считает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. По данным ВЦИОМ, в IV квартале 2014 года постоянно ограничивали себя в тратах 56% населения; 21% отметили, что начали экономить недавно – для сравнения, в конце 2012-го таких было всего 13%. Создатели сервисов, позволяющих выбивать скидки из продавцов или вовсе заменить покупки арендой, считают, что пришло их время.
Лучше одолжить
В первую очередь потребители отказываются от покупки вещей «на раз», поэтому будут востребованы услуги проката, обещает создатель интернет-сервиса Rentmania Аркадий Мешковский. Rentmania помогает частным лицам поделиться своими вещами: на ее сайте зарегистрированные пользователи оставляют 10-20 новых предложений по аренде в день, и около пяти из них завершаются сделкой, утверждает Мешковский. Сейчас в каталоге – примерно 1 тыс. объявлений, взять во временное пользование можно спорттовары, бытовую технику и электронику, инструменты для ремонта, одежду, детские игрушки. Сервис рекомендует назначать стоимость аренды товара в пределах 10% от его цены. «Например, вы покупали велосипед за 15 тыс. руб., а сдаете его в аренду за 1,5 тыс. руб. на неделю», – говорится в разделе для новичков. Тут же можно скачать гражданский договор аренды.
Владеющая Rentmania компания «Неовента» зарабатывает на комиссии: пока она взимается только с прокатных компаний – с каждого платежа сервис удерживает 20%. Задача – сформировать у пользователей отношение к Rentmania как к «единому окну», где сегодня они могут взять детскую игрушку, а завтра – велотренажер или бензопилу, объясняет Мешковский. В этом году на сайте появится сервис для электронных платежей и механизм взаимного рейтингования арендаторов и клиентов. До конца 2015-го стартап, выручка которого пока составляет всего 50 тыс. руб. в месяц, надеется выйти на самоокупаемость, а затем – вернуть инвесторам привлеченные 2,6 млн руб. (в том числе 1,4 млн руб. дал государственный Фонд развития интернет-инициатив).
Не покупать лишнего рекомендует и компания «Арендориум» Александра Олехновича и Андрея Щербовича, она позиционируется как интернет-агрегатор предложений от прокатных компаний. В созданный в 2012-ом сервис было вложено 1,5 млн руб. Зарегистрировавшись на сайте Arendorium, арендодатель получает доступ к системе управления заказами, а за 300-2500 руб. в месяц (плата зависит от числа опций) получает онлайн-витрину. С каждой сделки «Арендориум» берет 15-процентную комиссию. Сейчас у «Арендориума» 150 зарегистрированных клиентов, которые разместили хотя бы одно объявление, 80% из них – прокатные компании, остальные – частные лица.
Одна из главных проблем «Арендориума» – доставка и возврат товаров: если пользователь сдает детский игровой комплекс за 800 руб. в месяц, а транспортировка в другой район Москвы обходится в 600 руб., операция теряет смысл, приводит пример Щербович. Поэтому в планах сервиса – интеграция со службами доставки. По словам Щербовича, пока сложно судить, вырос ли интерес россиян к совместному потреблению – «кризис только начался».
Выпускницы экономического факультета МГУ Елена Шабусова и Ольга Лобанова в 2013-ом создали сервис для проката книг FriendsBook: их идея понравилась IT-инвестору, бывшему топ-менеджеру Rambler Media Аркадию Морейнису – он стал соинвестором проекта, сами девушки вложили 700 тыс. руб. Компания «Френдз» предлагает купить абонемент на прокат определенного количества книг в течение года или неограниченного количества книг в течение трех, шести или 12 месяцев – стоимость составляет от 990 до 7,5 тыс. руб. (можно купить несколько таких абонементов) в зависимости от тарифа. Например, есть тариф «За полцены»: за один раз можно заказать не более трех книг, вернуть их нужно в течение полугода.
Получить или обменять книги можно в точках партнеров FriendsBook или через курьера за дополнительную плату. На старте у FriendsBook был лишь один пункт выдачи – небольшое помещение на Мясницкой, с октября 2014-го стартап наладил партнерство с сетью «Хорошие новости» – теперь книги можно обменять в 70 минимаркетах прессы по Москве. Сейчас в каталоге FriendsBook – более 100 тыс. наименований литературы, а число пользователей сервиса – более 5 тыс. человек, 95% из них – москвичи, остальные читатели – из Санкт-Петербурга.
Аккаунты клиентов привязаны к банковским картам: если срок абонемента закончился, а читатель продолжает держать книги на руках, то абонемент автоматически продлевается на тех же условиях. Этот метод страхует FriendsBook от невозврата книг пользователями и позволяет не брать залог за выданные издания. По словам Шабусовой, одна книжка для создателей FriendsBook окупается за 3-4 прочтения, срок жизни книги — около 12-14 прочтений, выручку она не раскрывает. «Пользователи читают все тоже, что могут купить в книжных магазинах, только в три раза дешевле, а книги потом хранить не нужно», – поясняет Шабусова.
Торг уместен
Основатели компании «Коннект2ми» – Юрий Мисолин и его партнеры – около года назад запустили, по собственному выражению, своеобразный симбиоз голландского аукциона и сервиса по совместным закупкам. Любой пользователь на сайте Сonnect2me может подать заявку на приобретение необходимой ему вещи, самостоятельно установив цену, по которой он готов ее купить – например, на 10-25% дешевле обычной стоимости товара. Установив свою планку, он вносит задаток в размере 10%. Собираемые таким путем заявки аккумулируются в грант – общую сумму предполагаемой сделки и количество продаваемых товаров, это предложение передается продавцу, который соглашается на сделку, если его устраивает средняя цена. В итоге каждый покупатель получает цену, которая устраивает именно его. В 2015 году сервис планирует добавление новых разделов – «Авто» и «Недвижимость».
«Продавцы заинтересованы в сбыте больших партий, кроме того, в базе Connect2me – пользователи, действительно готовые купить товар, объясняет Мисолин. Сейчас у Сonnect2me – 2,5 тыс. продавцов, общая база насчитывает 300 тыс. пользователей. Обычно в сделке участвует 5-15 человек. Стартап зарабатывает на том, что предоставляет пользователю возможность моментально выводить деньги из системы. У Connect2me также есть два платных тарифа для продавцов – «Профессиональный» (5 тыс. руб. в год) и «Корпоративный» (15 тыс. руб. в год). За последние три месяца ежедневно через Connect2me в среднем проходит 2-3 сделки, месячный оборот достиг 10 млн руб., выручка – 800 тыс. руб. Общий объем инвестиций в проект превысил 150 млн руб., среди инвесторов – фонд Vesna Investment и «нескольких бизнес-ангелов».
Создатели сайта Repka Андрей Сергеев, Станислав Абакумов и Илья Жуков переосмыслили идею сервиса коллективных скидок американской Groupon. Жена Сергеева увидела на одном из форумов, как молодые мамы организовывали совместные покупки у производителей, экономия доходила до 50%: идея понравилась предпринимателю – он решил сделать более удобный сервис. Компания «ДАС Груп» запустила Repka в 2012 году, вначале проект развивался на собственные средства основателей, затем удалось привлечь деньги у инвесторов из Санкт-Петербурга, их имена не раскрываются. В общей сложности, говорит Сергеев, за все это время было потрачено около 40 млн руб.
Сейчас на Repka зарегистрировано 96 тыс. пользователей, в среднем на сайт ежедневно заходят 17-18 тыс. человек. За сентябрь-декабрь объем продаж на «Репке» вырос на 300%, отмечает Сергеев. Самые популярные категории – одежда, товары для дома и детские игрушки. Основные источники дохода – 3-процентная комиссия с заказа (две трети выручки) и платежи рекламодателей. Осенью 2014-го стартап прошел точку безубыточности, его выручка составляет 150-180 тыс. руб. в месяц, а оборот в 2015-ом должен вырасти до 50 млн руб. Проблема в том, что хотя в российском масштабе Repka популярна, в каждом отдельном городе есть свои форумы, группы в соцсетях и локальные сервисы, отмечает Сергеев.
Платите меньше
Также будут востребованы сервисы, позволяющие грамотно проанализировать расходы, предполагают создатели приложения Dr. Tariff Александр Волощук и Виталий Кулиев. Волощук вспоминает, что однажды, проснувшись «с нулевым балансом на телефоне», потратил немало времени, чтобы понять, куда ушли деньги. Обнаружилось, что за неделю было потрачено 1,5 тыс. руб., и тарифный план стоит поменять, говорит он: «Подумал, что было бы здорово, если бы телефон умел делать такие подсчеты и анализ сам». Тогда он решил создать сервис, который бы анализировал активность абонента, сравнивал тарифные планы оператора и подбирал наиболее экономный вариант.
Бета-версия приложения Dr. Tariff появилась в ноябре 2012 года, с его помощью можно было подобрать тарифный план от одного из операторов «большой тройки» в 20 крупных регионах России. Спустя год у сервиса было более 120 тыс. установок, проект прошел в первый акселератор Фонда развития интернет-инициатив. Фонд и бизнес-ангел Дмитрий Трембовольский вложили «несколько миллионов рублей».
Сейчас Dr. Tariff анализирует расходы и активность абонента, следит за балансом (его можно пополнить из приложения), позволяет получать уведомления о подключенных опциях и о списаниях средств со счета, оповещает о доступных бонусных баллах, рекомендует новые опции, которые могут дать больше возможностей для общения за те же деньги. Информация сопоставляется с тарифными планами операторов, которые обновляются в приложении каждые 2 недели. Пользователям, как утверждают создатели сервиса, удается экономить до 30% от изначальных расходов в месяц, в среднем 3,5 тыс. руб. в год.
У Dr. Tariff – более 500 тыс. пользователей, из них более 200 тыс. пользуются сервисом ежемесячно. Роста аудитории удалось достичь благодаря сотрудничеству с сетью «Связной», признает Волощук: «После того, как «Связной» стал продвигать нас через свои сервисы, количество скачиваний увеличилось вдвое». «Наши клиенты приходят не за SIM-картой конкретного оператора, а для того, чтобы выбрать оптимальный тариф среди различных предложений, и Dr. Tariff помогает это сделать», – подтвердил представитель «Связного».
Ежемесячная выручка компании «Доктор тариф» составляет от 300 тыс. до 1 млн руб. в месяц, в октябре проект вышел на окупаемость.
Источник