Война, доллар и дорогой бензин
Новость о том, что бензин в Украине снова дорожает, хотя нефть на мировом рынке дешевеет, огорчила, но не удивила. Ценообразование в нашей стране мало зависит от глобальной конъюнктуры. У нас есть свои факторы: валютный кризис, монопольный сговор, коррупция и, разумеется, война в Донбассе. К этому добавляются налоги, недавно повышенные заботливым правительством, и рост цен в России и Беларуси, откуда к нам и приходит импортное топливо. Какое уж тут удешевление…
ак сообщают СМИ, в последние несколько дней в ряде крупнейших сетей АЗС начал понемногу дорожать бензин. Так, по данным OilNews, топливо подорожало в двух крупнейших частных сетях – ОККО и WOG, прибавив 50 коп. на литре. Аналогичное повышение цен замечено в азербайджанской сети SOCAR. В регионах цены выросли у кировоградской «Рур Групп» (25 коп. на литре) и «Татнефти» (Кременчуг) – плюс 10 коп.
Согласно информации аналитического агентства «А-95», в понедельник нефтепродукты в крупном опте заметно подорожали. Тонна бензина марки А-92 выросла почти на 1 тыс. грн. (до 18,75 тыс. грн./тонна), а дизтопливо – на 420 грн. (16,59 тыс. грн./тонна). Это означает, что уже через несколько дней повышение цен станет заметно в рознице, в том числе на тех АЗС, которые пока еще сохранили прежние цены.
Подстегивают рост цен на АЗС и слухи, что крупный опт в ближайшие дни поднимется в цене еще на 300-400 грн. за тонну. Одна из причин – эскалация войны на Донбассе, увеличивающая расход топлива. Понятно, что армейские грузовики не ездят на А-95. И танки тоже. Но есть большое количество сопутствующих транспортных средств, начиная от карет «скорой помощи» и заканчивая «бусами» волонтеров. Все это жрет бензин весьма активно, отчего расход топлива в несезон получается такой же, как на пике посевной или уборочной.
Помимо фактора войны, есть фактор валюты. И его трейдеры называют в качестве основной причины роста цен. По мнению директора «А-95» Сергея Куюна, в последние несколько месяцев НБУ пытается административными методами удерживать курс валют. Но индикативный курс доллара, по которому импортерам должны продавать валюту под критический импорт (куда относится и бензин), это филькина грамота. На самом деле основная масса валюты продается экспортерами и банками по совершенно иному курсу.
Но даже «коммерческие доллары» приобрети нереально. «Рынок топлива на 85% обеспечивается по импорту. НБУ сделал из нефтетрейдеров нелегалов, которые вынуждены скупать валюту на черном рынке и, чтобы продолжить поставки, думать, как обосновать многочисленным контролирующим органам разницу между официальным и коммерческим курсом валют», – говорит Куюн.
По его словам, из-за дефицита валюты ряд крупных поставщиков был вынужден отказаться от прямых контрактов с зарубежными производителями и перейти на скупку топлива на внутреннем рынке, что дополнительно увеличило спрос и подтолкнуло вверх цены.
Но не только текущие субъективные факторы (война и дефицит легальной валюты) влияют на то, что даже при максимальном падении цены крупного опта с $600 за тонну до $420, цены на бензин в розничной торговле Украины только выросли. Причина этого парадокса еще и в налоговой политике. Как нашей, так и наших соседей.
Как поясняет Куюн, 60% цены бензина – это входная цена на границе, 30% – акциз и налоги, 10% – логистика, текущие затраты и прибыль АЗС. Другими словами, простор для маневра у трейдеров ограничен теми самыми 10%. Или они должны попытаться ввезти бензин через «некорректные схемы», чтобы уменьшить налогообложение. А это уже контрабанда и другие преступления.
Так вот, мало кто обратил внимание, что с 13 января розничные цены на автомобильное топливо в Беларуси выросли в связи с падением белорусского рубля к основным валютам, поскольку расчеты с Россией за нефть ведутся в долларах. При этом не секрет, что большую часть нефтепродуктов мы покупаем именно там. Может, чтобы не иметь дел с Россией, может, просто так сложилось.
В свою очередь рост цен на бензин в Беларуси объясняется не только колебаниями рубля, но и действиями российских властей, направленными на то, чтобы компенсировать потери от снижения мировых цен для местной нефтедобывающей промышленности. Как бы мы того не хотели, но зависимость от соседей оказалась большей, чем влияние мировых тенденций. В итоге раз бензин подорожал у белорусов, то это неизбежно аукнулось и нам.
Что будет дальше? Ну, что касается валюты – тут радикальных изменений ждать не приходится. Валюты нет, не было и не будет. И чем больше мостов взорвут и меткомбинатов остановят (из-за отсутствия сырья) таинственные «партизаны» без определенной политической принадлежности (но зато действующие на руку конкурентам), тем меньше экспортной выручки зайдет в страну. Поэтому, чтобы купить валюту, импортерам придется и дальше прибегать к хитроумным схемам, удорожающим доллар на 10-20%.
Власть, без сомнения, начнет предпринимать административные меры, натравливая АМКУ на торговцев нефтью. Антимонопольный комитет, как обычно, заявил, что справедливая цена бензина на 2-3 грн. ниже розничной, но сделать ничего не сможет.
Попытки как-то ввести в игру украинскую нефть также провалятся. В итоге цены будут расти или, как минимум, не падать, несмотря на глобальные тенденции, по трем простым причинам.
Во-первых, отечественная добыча в значительной части идет на нужды АТО. И пока война не прекратится, спрос на бензин и нефтепродукты будет оставаться высоким.
Во-вторых, все звенья технологической цепи – добычу нефти, перевалку, переработку и реализацию бензина на АЗС и т.п. – контролирует один вертикально-интегрированный холдинг. И, думаю, вы даже догадались, какой именно. Посему ни о какой прозрачности в вопросе себестоимости и прочего говорить не приходится. Производство украинского бензина всегда будет одной из главных экономических загадок текущего времени.
В-третьих, введенный с нового года 5%-й акциз на розничную торговлю нефтепродуктами увеличит их стоимость еще почти на гривну. А надеяться на то, что этим фискальное творчество Кабмина ограничится, думаю, наивно. И при ближайшем пересмотре бюджета (уже не за горами) про нефтепродукты вспомнят обязательно.