Россияне начали экономить
Представители супермаркетов зарегистрировали существенный отток покупателей в четвертом квартале предыдущего года. Россияне стали более сдержанны в потреблении и стали отдавать предпочтение магазинам эконом-класса, так называемым дискаунтерам.
На фоне девальвации национальной валюты и растущих инфляционных ожиданий, россияне стали реже посещать магазины и больше экономить. Розничные торговые сети и продовольственные магазины отметили существенный отток клиентов.
По наблюдениям представителя исследовательской компании Nielsen Илоны Лепп, такие психологические факторы, как доступное расположение и комфорт при совершении покупок уже не играют первостепенную роль для покупателей при выборе места для осуществления шоппинга. На первый план выходит наличие товаров на полках и ценовая политика магазина.
Очередной опрос, проведенный компанией Nielsen в четвертом квартале прошлого года показал, что индекс доверия потребителей начал свое падение, снизившись к концу года до 79 пунктов, против 87 пунктов в третьем квартале 2014 года. Около 60% анкетируемых выразили мнение, что российская экономика находится в состоянии рецессии. В третьем квартале предыдущего года так ответили только 42%. Более 34% респондентов заявило, что в ближайший год стабилизации экономики не произойдет. Более 40% выразили уверенность, что ситуация в стране будет только ухудшаться.
Исследование Nielsen также показало, что около 70% опрошенных стали тратить на покупку товаров повседневного спроса почти на 20% больше, при этом более 30% респондентов признались, что вынуждены сокращать свои потребительские корзины, а остальные три четверти стали больше экономить. Больше трети опрошенных признались, что чувствуют ухудшение своего материального состояния.
В целях сокращения расходов почти 50 % респондентов планируют экономить на покупке одежды, 46% собирается сократить свои отпуска, и половина всех опрошенных решила экономить на досуге, проводимом вне дома.
По словам директора Nielsen в Восточной Европе Кириакос Кириаку, негативные настроения и растущая неуверенность в ближайшем будущем в потребительском секторе появились лишь в конце прошлого года, на фоне развертывания острых социально-экономических и политических проблем. По данным Росстата, в конце 2014 года индекс потребительской уверенности снизился на 11% по отношению к третьему кварталу, до минус 18%.
По данным Минэкономразвития РФ рост цен в первой половине 2015 года будет продолжаться, а значит, покупательская способность населения будет снижаться дальше. Это значит, что цена станет играть первостепенное значение для потребителей. По мнению господина Кириаку, россияне начнут искать более дешевые товары-заменители и даже отказываться от тех, которые не относятся к группе товаров первой необходимости.