Пиво в депрессии
«Балтика» закрывает два пивоваренных завода и увольняет более 500 сотрудников. Компания объясняет это сложной макроэкономической обстановкой и несбалансированным налогообложением отрасли. Закрытие заводов «Балтики» подтверждает тенденцию последних лет, указывают эксперты. Пивовары продолжат сокращать издержки и производственные мощности.
Российский производитель пива «Балтика», принадлежащий датской пивоваренной компании Carlsberg, объявил о закрытии с 30 апреля 2015 года двух своих российских заводов из десяти. Сокращение коснется филиалов в Челябинске и Красноярске, под увольнение попадут 560 сотрудников из 766. Предприятия выпускали большое количество различных федеральных и региональных пивных брендов, включая различные виды «Балтики», сорта «Арсенальное», «Жигулевское», Tuborg, а также квас и безалкогольные напитки.
Производитель принял решение о закрытии в условиях общего падения пивного рынка, связанного со «сложной макроэкономической обстановкой и несбалансированным регулированием и налогообложением отрасли в России». По мнению компании, пивоваренная отрасль находится сейчас под серьезным давлением. В числе ограничений «Балтика» указывает на запрет на продажу пива в нестационарных торговых точках.
«К сожалению, падение рынка в России в последние годы и неопределенность макросреды привели нас к этому трудному решению, — говорит вице-президент по производству «Балтики» Юрий Быкориз. — Мы должны скорректировать нашу структуру производства и адаптировать наш бизнес к изменениям для того, чтобы обеспечить необходимую рентабельность компании».
Также сказался и акциз на пивоваренную продукцию, который за период с 2009 по 2014 год увеличился в шесть раз — с 3 до 18 руб. за литр. В дальнейшем ставка налога будет только расти. В 2015 и 2016 годах она достигнет 20 и 21 руб. за литр пива крепостью до 8,6% соответственно, 37 и 39 руб. за литр пива крепостью больше 8,6%.
Закрытие заводов в Челябинске и Красноярске сократит совокупную мощность заводов «Балтики» примерно на 15%, прогнозирует компания.
Сложная экономическая обстановка в России сказывается и на материнской компании «Балтики» — Carlsberg, для которой рынок Восточной Европы принес 36% операционной прибыли в 2013 году. Датский производитель был вынужден приостановить наем сотрудников и заморозить зарплаты из-за замедления экономического роста в России, заявил представитель компании Джим Дэниал AFP.
Пивоваренный сектор переживает не лучшие времена, соглашаются другие участники рынка.
«Средний показатель загрузки производственных мощностей в отрасли составляет сейчас менее 60% с негативными перспективами. Неудивительно, что пивовары идут на оптимизацию производственных мощностей, стремясь сократить свои издержки,
— говорит менеджер по связям со СМИ Efes Rus Наталья Родионова.
На протяжении долгого времени в России пивной рынок практически никак не регулировался — в 2000-е годы пиво не считали алкогольным напитком. «До 2008 года было очень мало регулирования. Лицензии на продажу пива были не нужны, пошлины были низкими, и не было никаких ограничений на маркетинг. Все обходилось зачастую дешевле, чем газировка, — вспоминает пивной аналитик Nomura Ян Шеклтон. — Был суперрост, быть пивоваром было чудесно, и это было, вероятно, чересчур хорошо, чтобы быть правдой».
Однако в 2009 году ситуация стала меняться — состояние пивоваренной отрасли России стало определяться рядом негативных тенденций, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «САН ИнБев» Ораз Дурдыев. В 2010 году премьер-министр Владимир Путин подписал десятилетний план по сокращению потребления алкоголя вдвое. Сложностей добавило и то, что пиво фактически приравняли к крепкому алкоголю, считает Дурдыев.
После принятия ряда жестких антиалкогольных законов, в том числе и запрета на рекламу пива на ТВ, а также из-за постоянного роста акцизов пивоваренная отрасль начала входить в затяжной кризис.
За последние семь лет российский рынок пива сократился более чем на 30%, приводят статистику пивовары. Другие крупные производители этого напитка из-за схожих причин уже проводили оптимизацию производства посредством закрытия заводов. С 2008 по 2014 год была прекращена работа около десяти пивоваренных предприятий.
В конце 2013 года Efes Rus, выпускающая пиво под брендами Efes, Velkopopovicky Kozel, «Старый мельник», «Золотая бочка» и Redds, закрыла два завода в России. Тогда представители компании отмечали, что из-за падения использования производственных мощностей и высоких издержек произошло существенное сокращение рентабельности.
Компания Sun InBev, выпускающая марки «Клинское», «Сибирская корона», Stella Artois и другие, также за последние годы закрыла пять заводов: в Санкт-Петербурге в 2010 году, в Курске в 2012-м, в Hовочебоксарске в 2013 году, в Ангарске и в Перми в 2014 году. Закрытие заводов в Sun InBev объясняли необходимостью повысить конкурентоспособность на рынке.
https://www.gazeta.ru/business/2015/01/29/6391713.shtml