Отечественных продуктов в магазинах стало больше
Прошло полгода, как Россия в ответ на западные санкции ввела эмбарго на поставки основных продовольственных товаров из Евросоюза, США и ряда других стран.
Дефицита, чего многие опасались, не случилось, критических изменений ассортимента тоже. Рацион россиян изменился, но не обеднел, рассказали основные игроки потребительского рынка РФ.
Доля российской продукции в крупных торговых сетях увеличилась на 10 процентов, а в магазинах "шаговой доступности", изначально ориентированных на местных поставщиков, - на 1-2 процента, рассказал глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Якубсон.
Плюс эмбарго стало хорошим толчком для органов власти, чтобы искать дополнительные средства на АПК и новые решения по его поддержке, бизнес тоже "забегал" в поисках новых ниш, сказал в ответ на вопрос "РГ" председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
Но при этом открытым пока остается вопрос с наращиванием инвестиций в отечественный АПК, которое, по идее, эмбарго должно было подхлестнуть. Однако есть одно "но": пока что эмбарго введено сроком на год, а сроки инвестиционных проектов в сфере АПК начинаются от двух лет. Плюс приток инвестиций частично перекрывается и подорожавшими в последнее время кредитами.
Непосредственным положительным эффектом от эмбарго для отечественных производителей стала загрузка до предела свободных мощностей. Это именно то, на что и рассчитывали производители полгода назад, сказал глава "Руспродсоюза" Максим Протасов. Правда, не стоит забывать, что в основном европейский и американский импорт заместили поставщики из других стран.
Эмбарго внесло свой вклад в ускорение инфляции, однако ее основным двигателем с последних месяцев прошлого года стала девальвация рубля. На первый фактор пришлось 1,4-1,5 процента инфляции за прошлый год, на слабый рубль - в три раз больше (4,2-4,3 процента), следует из только что опубликованных данных Минэкономразвития.
Ослабление рубля отразилось не только на продукции с высокой долей импорта, но и на товарах, хорошо продающихся на мировом рынке.
Пример - подсолнечное масло, которым на 90 процентов Россия обеспечивает себя сама. Но сейчас производители перед выбором - наращивать поставки за рубеж за валюту, которая стала дороже, или продавать на внутренний рынок, но по более высоким ценам, сказал зампред совета Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Владислав Романцев.
При этом сейчас розничные сети проверяют обоснованность повышения цен своими поставщиками, и в большинстве случаев оно подтверждается объективными причинами, заверил Илья Якубсон.
источник