Инвестиции в ресторанный бизнес
Здравствуйте, уважаемые пользователи и гости форума mmgp. Сегодня разговор пойдет о довольно популярном виде инвестиций – инвестиции в ресторанный бизнес. Выбирая сектор общественного питания, нужно внимательно изучить все особенности данного бизнеса и основательно отнестись ко всем составляющим. Ведь некоторые бизнесмены с огромными убытками закрывают свои рестораны, а другие – только увеличивают долю ресторанного бизнеса в своем портфеле. В этой статье я постараюсь донести информацию таким образом, что бы Вас всегда относили ко вторым.
Не смотря на высокий уровень риска(5), инвестиции в ресторанный бизнес с каждым годом стают все более популярными. Об этом говорит положительная динамика открытия ресторанов, а также рост рынка на 15-20 % ежегодно. Данный вид бизнеса относится к молодым, начиная свою коммерческую историю с начала 90-тых. Таким образом, ресторанный бизнес достаточно перспективный и доходный, если грамотно составить концепцию заведения общественного питания.
► Классификация ресторанов
Очень важным фактором является определения типа заведения. Обязательно нужно определиться с масштабом бизнеса, а от этого уже будет зависеть необходимое количество средств для старта. Можно открыть ресторан, бар, паб или заняться более узконаправленными видами: кофейня, чайная и т.д.
Официальная классификация ресторанов выделяет три вида ресторанов:
Также, можно провести градацию, соответствующую актуальному рынку:
- элитные, выделяются уникальным дизайном, широким выбором блюд, высоким уровнем обслуживания, а также соответствующими ценами;
- средний класс, ничего особенного, «сочетания цена/качество», как правило, типичный дизайн, небольшой и постоянный ассортимент, средний уровень обслуживания;
- фаст-фуды, низкие цены, стандартное меню и самообслуживание, которые подтверждает работу таких заведений на количество, а не на качество;
- для ценителей, как правило, это узконаправленная кухня, которая разрабатывается специально для определенного круга лиц. Сюда относятся суши-рестораны, кофейни, рестораны национальных блюд и т.д. Некоторые из них отличаются уникальным и географически зависимым дизайном, который только подчеркивает особенность таких ресторанов. Часто, персонал придерживается соответствующего фирменного стиля.
Если Вас заинтересовал один из видов – поинтересуйтесь примерными ценами готовых заведений, которые уже приносят прибыль и успешно работают на протяжении нескольких лет. Будете приобретать ресторан, то возьмите во внимание, что рестораны с богатой историей и долгой стабильной работой наиболее прибыльные. Также, покупайте ресторан с существующим персоналом – это сэкономит время на поиск нового.
► Маркетинговое исследование
Существует только два варианта входа в ресторанный бизнес: покупка готового и создание нового. Конечно, купить готовый проект намного быстрее и проще, а также результат будет уже в первую неделю, но если есть идея и Вы творческий человек, который готов на время посвятить себя этому делу – создайте свой. Вы сами составите уникальную концепцию, и не будет необходимости изменять готовый ресторан под ваши требования. Необходимо знать, что данный вид бизнеса специфично относиться к существенным изменениям и в случае определения неправильной стратегии развития, ресторан может потерять часть клиентов.
Если Вы точно знаете, что будете создавать свое заведение, проведите маркетинговое исследование. Основная цель такого процесса – определения финансовой выгоды ресторана в том или ином месте, с учетом аналитического выявления круга клиентов. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам, которые сэкономят вам не одну сотню тысяч долларов и потраченное время, в случае создания непродуманного заведения.
Если подходящие исполнители найдено, поинтересуйтесь, будет ли включать исследование такие основные аспекты:
- определения потенциальных клиентов, а также их платежеспособность;
- наличие и размещение конкурентов;
- наличие удобного подъезда транспортных средств;
- наличие участка, для парковки;
Также, нужно учитывать ориентировочной средний чек, возможности продвижения /«раскрутки» ресторана.
После получения всех данных, Вы сможете подобрать несколько успешных вариантов для вашего будущего заведения. При наличии такой информации, существенно снижается процент совершения ошибки. Выбор будет ограничен, тогда Вы не будете создавать фаст-фуд в престижном районе, а люкс-ресторан в спальном.
Качественное маркетинговое исследование и созданный по этим данным бизнес план – залог успешной реализации проекта.
► Название ресторана
Особое внимание следует обратить на название. В этом случае хорошо работает все известное правило, «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». В названии вашего ресторана должен крыться миф или предыстория, а также он должен звучать и хорошо запоминаться. Относительно него нужно разрабатывать рекламные компании, акции, выставки и меню. Чем интересней и запутанный миф, тем лучше для вашего ресторана.
Также, большим плюсом будет небольшой уголок для гостей и туристов, которые смогут сфотографироваться и получить сувенир на память. В дальнейшем, они могут перерасти в постоянных клиентов, которые будут рекомендовать вас друзьям и знакомым. Лучше имя придумать сразу, ведь на последнем этапе строительства он может стать препятствием перед запуском рекламной компании.
► Выбор кухни
Кухня в ресторане – один из основных источников успешного существования. Даже если клиент не оценил интерьера ресторана, но был в восторге после дегустации вашего блюда от шеф-повара, он еще не раз зайдет в ресторан. Кухня, это хорошие воспоминая, которые посетители должны «уносить» с собой. Ведь, с помощью рекламных компаний идет привлечение людей в сам ресторан, а вот от кухни зависит, придут ли они к Вам еще раз или нет.
От направления кухни будет зависеть оборудование и технологии приготовления. Иногда они требуют специальных условий и это необходимо учитывать еще при построении здания. В зависимости от кухни, рестораны делают акцент на тематическую направленность: охотничья, автомобильная, домашняя, спортивная. Если не использовать свое направление как сильную сторону ресторана, ее будут использовать рестораны-конкуренты, которые могут оставить «ваш труд» без клиентов.
Делайте ставку на определенное количество блюд, которые всегда будут востребованы. Не стоит гнаться за модой и тенденциями рынка, ведь они очень часто меняются и со временем ваш ресторан может превратиться в «забегаловку». Не смотря на это, нужно обязательно продумывать концепцию развития и добавлять новые блюда в меню. Постоянные клиенты любят новые появление в меню. Залогом вкусных и изящных блюд являются свежие продукты и неизменная технология приготовления.
► Документация
Наверное, самая сложная процедура в открытии ресторана – получение всех необходимых документов, для полноценного функционирования заведения. Они должны соответствовать всем нормам законодательства, а также иметь необходимые печати и подписи. В случае проверок или других ситуаций, эти документы должны подтверждать высокий уровень вашего ресторана.
Для начала вам предстоит оформить договор аренды и его регистрацию. Потом необходимо получить лицензию на розничную продажу алкоголя и табака, свидетельство о внесении в Торговый реестр, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам заявленного вида услуг и о согласовании плана организации и проведения производственного контроля, т. е. кухни, разрешение от пожарной охраны, согласование по поводу наружной рекламы, заключить договоры на вывоз мусора, дезинсекцию, дезинфекцию, дератизацию и установку охранно-пожарной сигнализации. В целом это может обойтись около 1000 – 1500 $. Это только официальные платежи, возможно, еще будет нужно заплатить за ускорение процесса получения документов.
► Персонал
Если Вы рассматриваете свой ресторан, как один из инвестиционных проектов, необходимо найти управляющего и шеф-повара на начальных стадиях. Профессионалы своего дела помогут вам в создании концепции, меню, а также проконсультируют в других вопросах. Ведь они знают тонкости своей работы и могут сэкономить ваши деньги, которые можно потратить на PR-акции.
Зарплата шеф повара определяется в зависимости от типа заведения. В ресторане среднего класса, повар получает $700-1000 в месяц. В заведениях класса люкс, планка достигает нескольких тысяч. Все зависит от компетенции повара и от желания владельца.
С управляющим немного сложней. Часто бывает, что управляющий с опытом открытия ресторанов нанимается во время появления идеи, а после успешной реализации и запуска, нанимается другой (постоянный), который занимается всеми рутинными делами ресторана. Изучайте характеристики своих работников, ведь они будут поддерживать атмосферу и порядок в вашем заведении. Зарплата хорошего управляющего находится в районе $1 000.
► Оборудование
Подходить к выбору оборудования нужно после определения тематики и кухни ресторана. Человеку, который некомпетентный в этом направлении, лучше посоветоваться с шеф-поваром и управляющим, которые помогут с выбором техники. Или нанять специалиста, который определит базовый набор кухни, а все остальное будет покупать шеф-повар в зависимости от потребностей.
Аналогичное оборудование находится в разных ценовых категориях в зависимости от производителя. Самая низкая стоимость и качество представлено на рынке от российских производителей. На уровень выше техника от итальянских производителей, которую можно купить по приемлемым ценам. Только положительные отзывы от немецкой техники, но она стоит дороже. Оборудование класса-люкс доступно от английских производителей и цена соответствует классу.
Если Вы рассматриваете экономичный вариант, то не стоит рассматривать итальянское и немецкое оборудование, можно приобрести российское. В случае поломки будет возможность обратиться к поставщикам и потребовать ремонт или возврат средств. Стоимость оборудования - индивидуальный показатель, но в среднем он находится в диапазоне $60-150 тысяч для ресторана в 200-300 кв.м.
Если у Вас есть алкогольные напитки, то оборудование обойдется в районе $5 тысяч. Иногда, компании поставщики представляют бесплатное оборудование при условии использовании только их продукции.
► Продвижение
На последних этапах создания ресторана нужно ответственно подойди к рекламе заведения. В нашем случае все разрабатывалось и планировалось наилучшим образом, но оценить все посетители смогу только после посещения ресторана. В этом пункте будут представлены самые актуальные методы привлечения клиентов.
Для начала необходимо заказать рекламу во всех медиа сетях вашего города по поводу открытия ресторана. Такие события, как правило, собирают достаточно большую аудиторию и при сопровождении живой музыкой создадут приятное мнение о вашем заведении. Используйте систему скидок и различных акций, которые будут привлекать клиентов.
Важно заказать красивую вывеску, которая будет привлекать внимание клиентов и туристов. Создайте полиграфическую базу ресторана в виде листовок, визиток и разных программ ресторана. Клиенты заранее смогут узнавать о событиях и будут резервировать столики.
В период развития информационных технологий, просто необходимо иметь страницу во всех популярных социальных сетях. Размещая всю необходимую информацию там, Вы сможете лучше узнать свою аудиторию, а также рассказать о своем ресторане. Часто, перед тем как пойти в ресторан, люди просматривают отзывы, фото и другую информацию о заведении. Страница в социальных сетях или сайт – станет отличным источником информации о вашем ресторане.
Также, важным фактором будет отзыв от ресторанного критика о вашем заведении. Еще будет эффект от приглашения известных личностей в ресторан. Если им понравится, то их можно смело относить к постоянным клиентам, а еще, возможно, они будут проводить корпоративные вечеринки в вашем ресторане.
Информации о придвижении много и она различная. Начиная от разработки мобильных приложений и заканчивая интересными PR-конкурсами. Все зависит от аудитории и рекламного бюджета.
► Сколько можно заработать в ресторанном бизнесе
Для начала возьмем за аксиому то, что ресторан расположен в нужном месте, и Вы не ошиблись с выбором тематической направленности.
Для начал рассмотрим небольшое заведение на 30-60 мест, где средний чек составляет $5-10. Традиционный оборот фаст-фуда составляет - $1000-3000 в день. Исходя из минимальной рентабельности 20%, такой ресторан принесет $50-250 тысяч в год. При этом аналогичная сумма потребуется для запуска проекта. Окупаемость такого проекта составляет 12-15 месяцев.
Ресторан средней ланки может принести своему владельцу $100-300 тысяч в год, а при наиболее оптимальных условиях $500 тысяч в год. Для открытия понадобится не менее $200-250 тысяч.
Ресторан класса люкс, расположенный в центре города, приносит доход в размере $400-800 тысяч, а по некоторым оценкам экспертов, свыше $1 млн. Затраты на открытии таких ресторанов очень вариативны и составляют шестизначные цифры. Одни только затраты на интерьер и покупку места по строительство составляют сумму аналогичную для открытия ресторана среднего класса.
Кофейни показывают доходность в районе $10-25 тысяч в год, бары $20-60 тысяч. Для открытия достаточно $50-100 тысяч.
√ Итоговые выводы
Данный вид бизнеса можно смело рассматривать, как один из способов инвестирования. Окупаемость в 12 - 36 месяцев - вполне неплохой показатель консервативного инвестирования. Все зависит только от Вас и состояния ресторанного рынка в вашем городе. То, что данный вид бизнеса перспективный и прибыльный сомнений нет.
Начать можно с небольшой кофейни, а потом построить ресторана класса люкс. В случае если Вы не захотите развиваться в этом направлении, ресторан можно продать. Главное, поверить в свою идею и довести дело до конца. Помните, нет ничего невозможного.
Автор: VictorSamus
Авторские права на статью принадлежат mmgp.ru