Флешмобфинанс: Как раскрутить бизнес на народные деньги
Взлетевшие на фоне кризиса кредитные ставки в банках заставляют малый бизнес искать альтернативные способы финансирования. Одни занимают у друзей и знакомых, другие сворачивают деятельность, а третьи — собирают деньги в интернете, поверив в краудфандинг. «Лента.ру» разбиралась, как собрать денег на издание книги, запись музыкального альбома или собственное маленькое предприятие.
За шесть лет существования крупнейшего ресурса краудфандинга (сrowd — толпа, funding — финансирование), американского сайта Kickstarter, с его помощью около 8 миллионов человек профинансировали проекты в общей сложности на 2 миллиарда долларов. В основном это разработки в области новых технологий и искусства. Самые популярные российские ресурсы по сбору народных денег Planeta.ru и Boomstarter пока не могут похвастать такими результатами, а люди поддерживают у нас чаще всего музыкантов, сатириков и «киношников». Тем не менее народное интернет-финансирование уже благополучно решает социальные задачи, и ежегодный объем этого рынка приблизился в России к миллиарду рублей.
От Минина с Пожарским до Шендеровича
Бизнес-тренер, независимый консультант по краудтехнологиям Ирина Лиленко утверждает (то ли в шутку, то ли всерьез), что краудфандинг придумали в России еще в XIX веке, когда всей страной собирали деньги на памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. И в самом деле очень похоже: есть понятная цель, ориентировочная сумма, и жертвователи (включая императора Александра I), чьи имена в качестве благодарности были впоследствии обнародованы.
Нынешнее народное финансирование различных проектов практически ничем не отличается. На интернет-площадках размещается описание проекта, какая сумма необходима для его реализации и сроки сбора средств. Для вносителей (акционеров проекта) предусмотрены различные поощрения — эксклюзивные майки с изображением кумира (если деньги собирают, например, на организацию концерта), билеты на мероприятие, книга с подписью автора, диск с фильмом, банка уникального меда или неперегорающая лампочка. Сами краудфандинговые платформы получают 5-процентный сбор с реализованных проектов, еще 5 процентов уходят платежной системе.
Одной из первых платформ такого флешмоб-финансирования в России в 2010 году стал сайт «С миру по нитке», но он так и не выбился в лидеры. Причина, по мнению Лиленко, заключается в том, что эта площадка возникла слишком рано и российский рынок оказался не готов принять такую во многом революционную идею. «За год работы они получили много негативных отзывов и от пользователей, и авторов проектов. Очевидно, что Planeta.ru и Boomstarter вышли уже на более вспаханное поле, к тому времени и некоторые российские проекты появились на зарубежных площадках Kiсkstarter и IndieGOGO», — поясняет эксперт.
Planeta.ru и Boomstarter привлекают авторов, за которыми приходит аудитория, то есть сами площадки не «генерят» жертвователей, а только предоставляют возможность размещения проектов. Kickstarter, напротив, формировал аудиторию, зазывал первых акционеров и рассказывал им подробно о том, почему нужно вкладываться в такие проекты. И американский ресурс делал это в течение нескольких лет. В России автор может успешно реализовать проект, только если готов работать как «человек-оркестр» — выступать в роли директора, маркетолога, PR-менеджера, секретаря, бухгалтера в одном лице.
Самые известные и крупные реализованные в России краудфандинговые проекты — сбор средств на альбом Spirit группы «Би-2» (сумма составила 1,3 миллиона рублей), документальный фильм Дмитрия Васюкова «Счастливые люди» (4,9 миллиона рублей), фильм «28 панфиловцев» Андрея Шальопы (3,2 миллиона рублей). В Лидерах пока сатирический телеспектакль «Петрушка» Виктора Шендеровича, на постановку которого удалось привлечь 5,9 миллиона рублей.
Книжки, песни и кино
J’son & Partners Consulting оценивает оборот рынка краудфандинга в России в 160-180 миллионов рублей в год, из которых на Planeta.ru и Boomstarter приходится до 80 процентов. Весь рынок краудфинансов, включающий также краудлендинг (деньги в долг) и краудинвестинг (финансирование бизнеса за долю в нем) по итогам прошлого года вырос до 700 миллионов рублей. Лиленко дает оценку в 8 миллиардов рублей. «Нужно в данном случае говорить о потенциале рынка, а не о количестве фактически собранных средств под успешные проекты», — уточняет она.
Подавляющее большинство заявок на финансирование — проекты, связанные с технологиями (на них просят больше всего денег, средняя заявка — 1,7 миллиона рублей), а также искусством и кино, на которые в России охотно дают деньги, в отличие от зарубежных площадок типа Kickstarter, где наиболее значительные средства собирают именно технологические новинки.
Но далеко не каждый музыкант, режиссер, фотограф или писатель способен «раскрутиться» благодаря добрым самаритянам из сети. «В России сейчас все проекты — фанатские, когда за звездой приходят ее поклонники и им все равно что поддерживать. За «Би-2», Шендеровичем, Макаревичем, группой «Тараканы» следует их аудитория. Они рассчитывают на эксклюзивный товар, например, на книгу с автографом, возможность прийти на запись альбома, потрогать своего кумира руками», — считает Лиленко.
С тем, что отдавать свои кровные люди готовы именно знаменитостям, соглашается и Волков. «Они (жертвователи) не знают, не запоминают, не верят другим. Потому что Хаматова и Водянова не просто рекламируют, они верифицируют и гарантируют. Отсюда чудовищная диспропорция между пожертвованиями крупным и известным и тем, что остается всем остальным», — поясняет он. И надо сказать, многие знаменитости потянулись в интернет за народным рублем (хотя, казалось бы, в средствах не стеснены). Деньги на краудфандинговых платформах в интернете собирали Петр Налич (400 тысяч рублей на запись песни Sugar Lies), группа «Несчастный случай» (555 тысяч рублей на юбилейный концерт), Евгений Гришковец (925 тысяч рублей на видеоверсию спектакля +1), Михаил Задорнов (2 миллиона рублей на фильм о вещем Олеге), засветились даже создатели «Масяни» (337 тысяч рублей на новые серии). И это далеко не полный список.
Впрочем, пробиться можно не только именем, но и талантом. Это убедительно продемонстрировал Дмитрий Васюков, который летом прошлого года после безуспешных попыток получить финансирование в Минкульте и Русском географическом обществе собрал с помощью краудфандинга 4,9 миллиона рублей. Деньги пошли на съемки документального фильма об Алтае из цикла «Счастливые люди». Режиссер уже приступил к работе и теперь продолжает сбор средств на своем сайте. «Закончив первый этап, я уехал на съемки. Сейчас ненадолго заглянул в Москву и опять улетаю на Алтай. Проект на краудфандинговой платформе требует постоянного присутствия, поэтому я перевел сбор на "амбулаторный» режим"», — рассказал Васюков.
Еще проще в России привлечь финансирование на поддержку социальных проектов, будь то помощь инвалидам и старикам или организация приютов для бездомных котят. Руководитель консалтингового проекта Nostrategy Андрей Волков подчеркивает, что россияне помогают нуждающимся «чаще, чем принято думать». В качестве примера он приводит данные исследования международной благотворительной организации Charities Aid Formation, согласно которому 40 процентов жителей России занимаются благотворительностью и ежегодно жертвуют в общей сложности 160 миллиардов рублей. Социальный проект по организации центра для животных «Мокрый нос» собрал пять миллионов рублей, то есть немногим меньше, чем спектакль Шендеровича.
Коллективное интернет-финансирование помогает развивать малый бизнес и параллельно решать совместными усилиями локальные проблемы. Краудфандинг фактически спас вымирающую деревню Малый Турыш под Екатеринбургом благодаря проекту Гузель Санжаповой, которая сумела собрать около 500 тысяч рублей на оборудование для создания производства на семейной пасеке. Проект по производству в деревне крем-меда с ягодами дал не только работу жителям деревни, но и надежду на то, что поселок не погибнет. Опыт по привлечению средств на краудфандинговой площадке Санжапова считает успешным и уже готовит новый проект — планирует второе помещение, чтобы трудоустроить больше людей на новый сезон. «Рассчитываем на 500-700 тысяч рублей, но это только стоимость "коробки", остальное мы намерены покрывать из средств от продаж продукции. Самое важное в малом социальном бизнесе — это то, что ты никому не должен. Привлекать кредиты на такую деятельность весьма проблематично», — говорит Санжапова.
Но далеко не всем так везет, поскольку музыкантам помогают в России с большей охотой, чем малому бизнесу, пусть даже с социальной подоплекой. Бизнес-проекты, как у Санжаповой, «есть, но плохо финансируются», говорит основатель Boomstarter Руслан Тугушев. Тем не менее в прошлом году в России открылось несколько интернет-площадок, «заточенных» под бизнес (краудинвестинг) — Starttrack, WeShare и VCStart. Здесь проще привлекать финансирование для открытия собственного кафе, ресторана, типографии, парикмахерской и т.д. Как следует из данных J’son & Partners, это самые молодые, но и самые быстро растущие крауд-проекты, уже занимающие около десятой части всего рынка крауд-технологий в стране.
Но, подчеркивает Лиленко, если хотите привлечь деньги в проект, ключевым фактором будет ваша работа с аудиторией задолго до его запуска. Причем вне зависимости от того, мечтаете ли вы записать музыкальный альбом, выпустить книгу или открыть ресторан. «Основной закон — лучше день потерять, потом за час долететь. Допустим, есть гениальный проект по выпуску дешевого и практичного мини-трактора. Чтобы собрать деньги под этот проект, нужно обзавестись аудиторией для его продвижения — вступить в нужные сообщества в соцсетях, публиковать посты об этом изобретении, обсуждать проблемы садоводства и обработки земли, познакомиться со специалистами и журналистами, блогерами, "упаковать" проект в понятную оболочку для конечного потребителя. И это может занять месяц, а может и год, в зависимости от сложности проекта», — считает специалист.
Будет тесно
Руководители российских краудфандинговых площадок и эксперты называют несколько причин, мешающих активному развитию этого вида коммерции: отсутствие объективной информации, традиционное недоверие и страх перед финансовыми пирамидами, слабое развитие систем электронной оплаты (люди опасаются платить картами) и неумение авторов проектов работать со СМИ.
Но несмотря на все сложности, российский рынок народного финансирования будет развиваться. Boomstarter ожидает привлечь в этом году на успешные проекты 150-200 миллионов рублей, Planeta.ru надеется сохранить показатель в 180 миллионов рублей. «Стагнации нет. Мы надеемся реализовать за год не менее 500 проектов. Люди по-прежнему активно поддерживают проекты, которые им нравятся или которые их трогают», — говорит гендиректор Planeta.ru Федор Мурачковский. Тугушев добавляет, что даже кризис не помешал бизнесу: «Лихорадило только в последние две недели декабря и январь, сейчас все вернулось на свои места».
Конкуренция на рынке краудфинансов будет только расти. «Приход новых игроков способствует росту рынка, распространению информации о практиках общественного солидарного финансирования. Мне известно, что готовятся к запуску два подобных проекта», — сообщил Волков, но подробностей не раскрыл. Краудфандинг в конечном итоге будет способствовать развитию мелкого и среднего предпринимательства, развитию производственных идей. Массовый приход авторов на российские площадки маловероятен, а вот «пытливые россияне, особенно в сегодняшних условиях сложившегося дефицита капитала, точно продолжат международную экспансию», полагает он.
Источник:
https://lenta.ru/articles/2015/02/25/crowdfunding/