Отечественный малый бизнес настроился на кризис.
Недавнее исследование деловой активности, проведенное агентством Magram Market Research в сотрудничестве с Промсвязьбанком и «Опорой России» показало, что российский малый и средний бизнес переживает непростые времена. Индекс бизнес-активности малого и среднего предпринимательства, который ежеквартально высчитывается на основе опроса двух тысяч различных компаний в разных регионах страны продемонстрировал резкое снижение. При нормальных условиях значения показателя выше 50 пунктов означают рост бизнес-активности, ниже – спад. В третьем квартале прошлого года этот показатель составил 49,7 пункта, то есть подобрался к критической точке. В четвертом же квартале 2014 года он снизился до 39,8 пункта.
По словам представителя Промсвязьбанка Константина Басманова, такое поведение российского бизнеса объясняется серьезными валютными колебаниями, экономической нестабильностью и ужесточением кредитной политики банков. Действительно, боле 66% опрошенных предпринимателей видят основные проблемы бизнеса в падении рубля и в зависимости российского бизнеса от импорта.
В конце 2014 года снижение продемонстрировали практически все компоненты показателя деловой активности: продажи, прибыль, доступность финансирования, предпринимательские ожидания. Только кадровая составляющая оставалась на прежнем уровне: предприниматели оптимистично надеялись на возможности увеличить фонд оплаты труда и кадровый состав. Сейчас становится понятно, что даже этот элемент показателя будет значительно снижаться.
В этой ситуации Москва больше не является «бизнес-инкубатором». Проведенное исследование продемонстрировало , что деловая активность даже в столице начала снижаться: в конце 2014 года индекс активности для малых и средних предприятий упал до 29 пунктов, против 39,4 в третьем квартале.
В этой ситуации удивление общественности вызвало сообщение мэра Москвы господина Собянина, заявившего, что, несмотря на экономический кризис, деловая активность в столице сохранилась на высоком уровне.
По данным экспертов, количество малых и средних предприятий в столице сократилось за прошлый год более чем на 40 тысяч. Хотя, в то же время, в Москве появилось на 9,5 тысяч ИП больше. Эксперты объясняют такую динамику переходом в теневую экономику, что, безусловно, моно считать негативной тенденцией.
Российский бизнес, однако, ищет выход из сложившейся ситуации: около 50% бизнесменов ищут более дешевых импортных поставщиков, а еще 40% - подыскивают отечественные аналоги.
специально для mmgp.ru