Пора забросить мечты о Кремниевой долине и начать инвестировать в ритейл
Головокружительные истории успеха последних лет связаны с технологиями. В эту сферу с азартом золотоискателей устремились инвесторы по всему миру. А пока этот технологический пузырь продолжает раздуваться, никем не любимые инвестиции в потребительские товары и ритейл показывают очень хорошие результаты. Кому же достанутся настоящие деньги?
Вдумайтесь:
• США – крупнейший в мире рынок потребительских товаров, оцениваемый в $400 млрд. Потребительский и розничный рынки составляют примерно 20% экономики этой страны.
• Данный сектор претерпевает серьёзные потрясения, создающие исключительно благоприятные условия. Представители поколения Y (они уже в шаге от того, чтобы стать большей частью населения) задают тон принятия решений о покупках, требуя более персонализированных продуктов. Практически ежедневно появляются очередные инновационные малые бренды, идущие по пути, который я определяю как персонализация потребителя. Перспективные бренды (с объёмом продаж от $1 до $10 млн) отщипывают доли рынка у крупных продавцов фасованных товаров – слишком неповоротливых и не успевающих перестраиваться.
• По данным проекта фонда Kauffman Foundation «Эффективность инвестирования бизнес-ангелов» (Angel Investment Performance Project), отдача инвесторов в потребительские товары при среднем периоде 4,4 года превысила начальные вложения в 3,6 раза.
А что же венчурные компании? В 2014 году лишь 6% венчурных инвестиций было направлено в ритейл и фасованные потребительские товары. Венчурные фонды вложили $2,24 млрд в потребительские товары и услуги, но лишь $785 млн досталось ритейлу и дистрибьюторам – по данным MoneyTree ™ Report от PWC.
Почему венчурные инвесторы не вкладывают больше в потребительский рынок и ритейл? Рентабельность великолепная, возможности впечатляют, и нет такого столпотворения, как на других рынках – вроде высокотехнологического.
Венчурным инвесторам необходима абсолютная победа
Это структурный дефект в модели венчурного инвестирования. Представьте себе, что инвестиционная стратегия предусматривает обнуление 90% вашего портфеля. Кроме того, каждый раз, когда инвестиции обращаются в прах, венчурная компания теряет $5-10 млн. От того, что столь много инвестпроектов оканчиваются ничем, венчурные компании находятся в порочном круге, когда приходится делать ставку на следующий крупный куш. Им приходится верить в то, что победителями станут компании на миллиарды долларов – потому что так много проигравших.
Такого не случается в сферах потребительских товаров и ритейла. Здесь стратегия совсем иная: такие инвестиции как правило невелики, а цель состоит в минимизации коэффициента убыточности (процента потерянного портфельного капитала). Розница и компании потребительских товаров обычно не выручают десятки миллионов до тех пор, пока они приобрели репутацию проверенного бизнеса.
В условиях нарастающей стоимости инвестиционных портфелей в технологической сфере и связанного с этим ропота о надувании «технологического» пузыря вам следует озаботиться вопросом – когда же больше венчурных инвесторов обратят свои взоры за пределы этого перенасыщенного пространства.
Некоторые инвестиционные компании уже осознали масштаб изменений, происходящих в областях потребительских товаров и ритейла, и вливают в данный сектор свои капиталы. Полагаю, что пройдёт совсем немного времени, и выгодные инвестиции последуют по проторённому этими пионерами пути.
Источник