В России оказалось две инфляции
Инфляция в России резко замедляется. Если вы этого еще не заметили, не спешите обвинять статистику во лжи: ваша личная потребительская корзина может заметно отличаться от среднестатистической.
В начале июня недельная инфляция впервые в этом году замедлилась до нулевого значения. В ЦБ ждут, что по итогам года инфляция составит около 11% (на пике, в марте, она превышала 17%), а также прогнозируют, что годовая упадет ниже 8% в апреле 2016 года. Цель 2017-го — 4%.
Инфляции не дает разгуляться снижение спроса: реальные зарплаты (номинальная зарплата минус инфляция) снижаются небывалыми темпами. Реальная зарплата в апреле 2015-го составила 86,8% от апреля 2014-го. Такого не было даже в кризис 2009-го, тогда в нижней точке падения в июле зарплаты сократились до 94,6% от показателя предыдущего года. Реальные располагаемые доходы (расходы минус обязательные платежи) тоже снизились до 96% к апрелю 2014-го. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла в первом квартале 2015-го до 15,9% против 11,2% в 2014-м.
Инфляция? Поменяй корзину!
Заявлениям ЦБ о победе над инфляцией кто-то может и не поверить, взглянув на цены привычных товаров. И правильно, ведь инфляция у всех разная. Росстат выдает нечто вроде средней температуры по больнице. По всей стране собирает данные о ценах на довольно широкий набор товаров и "складывает" их в корзину с определенным "весами": столько-то процентов на еду, столько-то на одежду, лекарства, транспорт и т. д. На ее основе и рассчитывается индекс потребительских цен и уровень инфляции.
Но структура потребления у всех разная, а значит, "личная" инфляция часто сильно отличается от росстатовской. Например, у бедных она сейчас выше, чем у богатых. Наибольшая доля в расходах бедных домохозяйств — еда, а она подорожала больше всего — на 20,2% в мае 2015-го к маю 2014-го при общей инфляции 15,8% (крупы подорожали на 46,6%, сахар на 36,9%, рыба на 32,2%, подсолнечное масло на 28,5%). При этом 10% беднейшего населения в России тратит на продукты 44,6% доходов, а 10% наиболее обеспеченного — лишь 15,3%.
Потребление бедных таково, что наиболее существенную "личную" инфляцию чувствуют именно они. Например, инфляция первых трех месяцев 2015 года составила 7,4%, а стоимость прожиточного минимума, которую можно условно считать "инфляцией для бедных", увеличилась на 17,3%.
Часто восприятие инфляции искажается изменением корзины потребления. "Структура потребления населением в условиях кризиса и высокой инфляции претерпевает изменения,— считает Алисен Алисенов, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС.— Практически все группы населения пытаются оптимизировать свои расходы. В условиях постоянного роста цен население начинает экономить на второстепенных тратах, таких как отдых, культура, услуги и т. д.". Последние типы трат экономисты называют дискреционными, то есть от них можно легко избавиться. У бедных дискреционных расходов почти нет, экономить не на чем, зато у среднего класса вариантов масса.
"Средний класс просто отказывается от определенных категорий товаров и услуг, и располагаемый доход вне дискреционных трат может оказаться даже большим, чем прежде,— отмечает директор компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц.— Например, практически наполовину просел подорожавший из-за роста валюты зарубежный туризм, на ту же половину просело посещение ресторанов (в Москве на 35%), снизилось посещение фитнес-клубов".
Многие типы потребления уступают более дешевым. Пытаются экономить в основном на услугах. Например, услуги фитнес-клубов могут быть заменены на самостоятельные занятия спортом. Субституция идет и в секторе развлечений: дорогостоящие зарубежные поездки заменяются походами в кино (первые четыре месяца 2015-го продажа билетов держалась на уровне предыдущего года, потом, правда, тоже съехала вниз).
При росте цен люди не отказываются от покупок подорожавших импортных электроники или автомобилей, но интервал замены машины или гаджета растет. По данным "Евросети", в количественном выражении падение рынка компьютеров в России в первом квартале 2015-го составило 45%, планшетов — 21%, сотовых телефонов и смартфонов — 14%. Продажи смартфонов упали меньше, чем компьютеров и планшетов. Объяснение, возможно, в том, что для небогатых людей дорогой смартфон — предмет "престижного" потребления, индикатор благополучия в глазах окружающих, а в кризис надо показывать, что у тебя все хорошо. Экономить же можно на том, чего окружающие не видят.
Покупку автомобилей откладывают до лучших времен уже более обеспеченные. В структуре потребления 10% самых богатых и 10% самых бедных самое большое отличие даже не в еде, а в покупке автомобилей. Бедные их просто не покупают (0% трат), а вот у 10% самых богатых, что приблизительно соответствует московскому и питерскому среднему классу, траты на покупку авто огромны, они значительно превышают все остальные — 33,2% (плюс 4,5% на обслуживание). Падение покупок автомобилей зимой и весной текущего года — это снижение этих трат. Рынок новых автомобилей с начала года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рухнул на 37,7%. По данным "Автостата", в январе-мае реализация на вторичном рынке упала на 24%. В последние месяцы на вторичном рынке идет снижение цен. По данным интернет-аукциона CarPrice, средние цены по ряду сегментов уже ниже докризисных, например, цены на Volkswagen Jetta, BMW X5, Skoda Octavia, Audi A6 — ниже декабрьских.
Падение цен на фоне инфляции
Впрочем, дефляция идет не только в сегменте подержанных авто. Падают цены на аренду жилья — в некоторых сегментах снижение рублевых цен, по данным портала "Индикаторы рынка недвижимости" IRN.ru, доходит до 30%. На рынке наступила эпоха арендатора, он может требовать скидки, переснять квартиру дешевле или найти более комфортный вариант за те же деньги.
В итоге от инфляции и сопутствующего ей снижения доходов населения проиграли арендодатели. Доход от сдачи в аренду просел не только в реальном, но и в номинальном выражении. "Те, кто раньше был доволен доходом, получаемым от аренды, сильно разочарованы в этом виде извлечения прибыли и начинают выставлять свои объекты на продажу, что еще больше затоваривает рынок,— говорит директор отделения "Цветной бульвар" компании "Простор-недвижимость" Юлия Лурье.— При этом арендодатели стараются недополученную от аренды прибыль заложить в цену продажи, чем опять же опрометчиво оттягивают продажу на неопределенное время".
Росстат практически не включает стоимость аренды жилья в свою корзину из-за непрозрачности этого рынка, но на "личную" инфляцию многих групп населения она влияет сильно. Молодые яппи в крупных городах, живущие в съемных квартирах, заметили снижение весьма существенной доли в своих расходах.
Дефляция активов
Инфляция бьет по богатым меньше, чем по бедным, не только из-за особенностей структуры потребления. Чем богаче человек, тем большую долю своего дохода он сберегает, а не тратит. А сбереженные деньги защитить от инфляции можно. Простейший вариант — банковские депозиты. Вклады со ставками порядка 20% годовых, открытые прошлой зимой, оказались существенно выше инфляции. Многие текущие предложения также выше инфляции — не текущей, разумеется, а ожидаемой.
Но есть и проигравшие. Как и в случае с расходами, значение имеет структура активов и пассивов богатых. Если депозиты перекрывали инфляцию, то, например, вложения в акции в индексе ММВБ дали за год лишь 10% дохода. Корпоративные облигации в индексе IFX-Cbonds — 8,2%.
Владельцы недвижимости пострадали еще больше — их затронула дефляция активов. Во-первых, просела стоимость самого актива (на 35% в долларах за последний год, в рублях цены предложения практически не изменились, но продать по ним без 10-25% дисконта, по заверениям риэлторов, невозможно). Во-вторых, упал доход от аренды.
Затронула дефляция активов и собственников бизнеса. "В 2013-м и в начале 2014 года собственники объектов бизнеса были готовы месяцами ждать "своего" покупателя,— говорит Александр Мельников, гендиректор бизнес-брокера "Альтера Инвест".— Неохотно шли на уступки даже владельцы нерентабельных предприятий. Теперь продавцы рассматривают каждое предложение. Брокеры согласовывают скидки для покупателей, и объекты уходят с дисконтом от 15% до 40% от первоначальной цены. Количество продавцов увеличилось вдвое".
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/2746318