Почему Баффетт ставит миллиарды на энергию солнца
В 2014 г. стало известно, что известный инвестор Уоррен Баффетт через свою компанию Berkshire Hathaway инвестировал $15 млрд в энергию ветра и солнца. При этом он говорил, что готов удвоить ставки. Судя по всему, такие инвестиции в будущем могут принести хорошую прибыль.
Сейчас уже ясно, что активное распространение любых систем, связанных с горючим топливом, не может быть бесконечным. Резкое увеличение автомобилей, работающих на бензиновых и дизельных двигателях, будет очень дорогостоящим фактом для мира. В одном только Китае до 2030 г. ожидается появление 500 млн новых автомобилей.
Это может показаться надуманным, но с учетом объема продаж на уровне 25 млн автомобилей в год, темпы роста в Китае должны составить всего 4% ежегодно, чтобы достигнуть этой цели за 15 лет.
В США власти сильно озабочены стоимостью топлива. Так, например, если вы едете по дороге на обычном седане, то на каждая миля будет стоить 16 центов, а при использовании внедорожника – 30 центов.
При этом стоимость для электромобиля составляет всего 2 цента на милю.
Рано или поздно электромобили практически полностью захватят рынок, но тогда встанет вопрос об обеспечении необходимых объемов производства электроэнергии.
Уголь по-прежнему составляет большую долю в производстве электроэнергии, а газ занимает второе место. Тем не менее строительство новых угольных и газовых электростанций для производства электроэнергии, которая бы использовалась для автомобилей, контрпродуктивно, если стоит цель уменьшить выбросы углерода.
Есть еще, конечно, биотопливо. На первый взгляд, это может быть очень выгодно, но эффективность все равно в два раза ниже, чем у больших солнечных ферм. Неудивительно, что Berkshire Hathaway вложила не один миллиард в создание таких фотоэлектрических массивов.
Пустыни в Аризоне, Неваде и многих других местах на земле дают возможность использовать энергию солнца примерно в течение 3 тыс. часов в год. Установка панелей на крыше домов будет не так эффективна, поскольку тогда теряется порядка 20% электроэнергии, которую можно было бы получить, если установить системы, разворачивающие панели по направлению к солнцу.
При этом стоимость такой системы будет всего на 1% больше, чем обычной. То есть вы тратите на 1% больше, а эффективность увеличивается сразу на 20%. Солнечные панели на крышах имеют смысл только для нужд отдельных домохозяйств в солнечных регионах, так как нет необходимости тянуть сети. Кроме того, панели на крыше позволят заряжать автомобиль, а вся система окупится лет через 5. Проблема только в солнце.
Критики говорят, что сложные и крупные системы, двигающиеся вслед за солнцем, увеличивают шансы отказа системы. Это, видимо, заблуждение. Менять свое направление панелям достаточно 1 раз в сутки, а это не такая уж большая нагрузка. По крайней мере она значительно меньше, чем в нефтяной промышленности.
И крупным нефтяным компаниям, видимо, необходимо серьезно задуматься о диверсификации своих инвестиций. Сейчас спрос на топливо во многом связан с использованием автомобилей, но что будет, когда совокупный объем продаж электромобилей достигнет 100 млн? До этого еще очень далеко, но, видимо, это неизбежное будущее.
Сжигать нефть ради получения электроэнергии не самая лучшая идея, и это, кроме всего прочего, не так уж дешево. По мере развития солнечных ферм по всему миру стоимость электроэнергии будет снижаться, и тогда нефтяные компании просто не смогут конкурировать с такими фермами.
В конце концов выиграет тот, кто за оставшееся время получит наибольшую долю рынка. Именно это пытаются сделать инвесторы, такие как Баффетт.
Источник