Что препятствует развитию стартапов в Украине?
Каждый стартап сталкивается с определенными трудностями в стремлении занять свое место на рынке. А что препятствует развитию стартапов в Украине? И насколько полезной может быть конкуренция? Своим опытом в интервью Payspace Magazine поделился Александр Рыжков, основатель и генеральный директор компании Poster — облачной кассы для кафе и магазинов.
Расскажите несколько слов о своем стартапе. Как возникла идея начать бизнес именно в этой сфере?
Poster — облачная система автоматизации на планшете. Если проще, это приложение, которое запускается на iPad или Android и полностью заменяет стационарную кассу в кафе, ресторанах и магазинах. Все данные хранятся и обрабатываются в облаке, а значит владелец заведения может получить к ним доступ с любого устройства из любой точки мира.
Идея возникла после того, как мы решили лучше таргетировать рекламу для владельцев дисконтных карт одного из наших проектов (Выходной — vj.ua). Для этого необходимо было интегрироваться с кассами заведений и их системами учета. Тогда мы заметили, что большинство заведений ведут все на листиках, а те, кто все-таки смогли позволить себе приобрести дорогостоящую систему автоматизации, часто очень ею недовольны. Стационарные системы большие, сложные, долго внедряются и требуют больших вложений на старте.
Как вы расцениваете состояние и перспективы рынка инновационных технологий/стартапов в Украине?
Плачевно. На самом деле, у нас нет ни подходящей законодательной базы, ни экосистемы, а это очень важно. Конечно, сейчас все потихоньку меняется в лучшую сторону. Создаются коворкинги, инкубаторы, смарт-пространства. Другое дело, что уровень конечно еще не тот, но все придёт со временем. Недавно посетил в Киеве Арт-Платформу и был приятно удивлен. Очень крутое место, классные ивенты. Думаю, это то, что нужно и то, чего не хватает. К тому же, начинают подтягиваться законы. Один из последних — приятная новость для всех разработчиков. Это должно поддержать индустрию. Введение 3G очень положительно сказалось на всей индустрии. Ведь все больше и больше команд работают с хранением данных в облаке, и их клиентам нужен качественный доступ в интернет.
С какими сложностями вы столкнулись при запуске своего бизнеса?
Одни из самых первых сложностей — прием платежей из-за рубежа. Первое время наши клиенты в Европе работали по полгода в кредит, потому что у них не было возможности оплатить. Благо их было не много, а ситуация, надеюсь, скоро изменится, и молодые команды с этой проблемой уже не столкнутся. Вторая — юридическая. Это оформление ТМ, патентов, полезных моделей и договоренностей с инвесторами. К сожалению, пока в Украине законодательная база не позволяет прописать все взаимоотношения как внутренние, так и внешние так, чтобы все стороны чувствовали себя в безопасности. Третья — это сложность подбора кадров. При чем на разные специальности. Программисты очень избалованы аутсорсом и сложно найти действительно адекватного, опытного человека, заточенного на результат. На остальные должности статистика такая, что из 100 резюме мы приглашаем 20 на собеседование, 10 из них доходят и мы берем только 1. Это даже без учета работы в этой сфере. В общем каждый раз найти сотрудников — большая проблема.
Планируете ли выход на международный рынок? Как оцениваете конкурентоспособность украинских стартапов?
Мы и сейчас уже активно работаем с другими странами. Пока в основном через партнеров, в планах открыть там собственные представительства. Я считаю, что в Украине одни из самых умных людей в мире. И это доказывают многочисленные компании и проекты, основанные в Украине или имеющие украинские корни. Единственная наша проблема — это банальная человеческая лень. Не будет лени — нам не будет равных
Кто ваша целевая аудитория?
Сейчас это малый и средний бизнес. Много клиентов с небольшими заведениями и мобильными точками продаж. Есть отдельная категория клиентов — франшизы, в которых по 50-100 точек. Есть рестораны на 200-250 посадочных мест. Есть магазины, небольшие отели, салоны красоты, пара бассейнов, но в основном, конечно же это кафе, кофейни, рестораны.
Как вы относитесь к конкуренции? Есть ли конкуренты в вашей сфере деятельности и появятся ли, по вашему мнению, в ближайшем будущем?
В целом положительно. Самым большим конкурентом для себя считаем «листик и ручку»
Именно с этим мы и стараемся бороться. Стараемся объяснить людям, что автоматизация не только позволит им сократить издержки, но и увеличить прибыль. Косвенные конкуренты конечно же есть. Примерно раз в месяц новый продукт появляется в этой или смежной сфере. Недавно нашли еще один проект, который предлагает похожие услуги, но с меньшим функционалом. Решили набрать и проверить их тех. поддержку. Свой проект они охарактеризовали «как Poster, только дешевле». Мы чуть не расплакались от счастья
Почувствовали, что становимся эталоном
Какие планы на ближайшее время?
У нас много планов по разработке. Она расписана на ближайшие полтора года. Некоторые штуки будут уникальными для этого рынка. Никто из конкурентов, даже иностранных, такого еще не делал. Что касается стратегии — это рынок Европы. Кроме этого, сейчас плотно занимаемся улучшением качества обслуживания. Мы ставим упор на качественную тех. поддержку, это наш конек. Клиенты говорят, что она лучше чем у конкурентов. Но я знаю, что мы можем еще лучше. Хочу, чтобы о ней ходили легенды
Что посоветуете начинающим предпринимателям, стартаперам?
Посоветую рисковать. Не бояться и пробовать. Ошибаться, выносить опыт, подниматься и идти дальше. Не лениться, меньше спать, больше читать и общаться с теми, у кто-то что-то уже получилось, обычно это очень открытые люди, всегда готовые помочь советом или контактом. Ну, это если в двух словах
Источник