Банк в кармане: эксперты назвали лучшие и худшие мобильные приложения банков
Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report опубликовало ежегодный рейтинг мобильных банков. За год в нем произошли существенные изменения. Приложения каких банков оказались самыми удобными?
Рейтинг мобильных банковских приложений существует с 2012 года. При составлении его первой версии эксперты агентства Markswebb Rank & Report смогли протестировать чуть больше десятка мобильных приложений для каждой платформы (iOS, Android, Java). За три года в этой сфере произошла настоящая революция. По оценкам агентства, только в 2014 году банковские приложения для мобильных устройств скачали более 6 млн российских пользователей. В итоге сейчас мобильным банкингом пользуются 17 млн россиян. А в рейтинг за 2015 год попали по 26 приложений для iOS и Android и 10 приложений для Windows Phone.
Банк везде Клиенты перестали видеть разницу между интернет-банками и банковскими приложениями для смартфонов, рассказывает генеральный директор Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. Если раньше большая часть операций по переводам средств, оплате счетов и пр совершалась с помощью компьютера, то сейчас все чаще с помощью телефона. Из-за изменения поведения клиентов Markswebb Rank & Report даже пришлось поменять методику оценки приложений: вверху рейтинга оказались те кредитные организации, которые максимально расширили функции своих мобильных приложений и приблизили их к интернет-банку.
Какие банки оказались самыми прогрессивными?
Лидером рейтинга приложений для iPhone уже третий год подряд стал Тинькофф Банк. В самом банке считают, что это произошло благодаря выпуску новой версии приложения. Самое впечатляющее нововведение — объединение историй операций по всем продуктам клиента в единую ленту, которая помогает проанализировать расходы, говорит руководитель отдела инициативных исследований Frank RG Ярослав Еременко. В последнем рейтинге мобильных банков Frank RG, составленном до обновления приложения, Тинькофф Банк занимает только четвертое место.
На втором месте с отставанием более чем на 10 баллов оказался Промсвязьбанк. «У банка достаточно широкий платежный функционал и обширные возможности для упрощения повторных действий», — объясняет Скобелев. Управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас признается, что одной из причин, по которой банк уделил много внимания приложению, стало падение в рейтингах в прошлом году. В 2014 году приложение Промсвязьбанка занимало только девятое место.
Сбербанк поднялся на пять позиций, до третьего места, благодаря работе над деталями. Например, у банка появилась возможность выслать реквизиты карты по СМС или электронной почте.
Самое заметное движение в рейтинге вверх продемонстрировал банк «Уралсиб», который выпустил новую версию приложения — пятая строка после 25-го места в 2014 году. Московский кредитный банк, наоборот, опустился на 13 строк, с седьмого места в 2014 году на 20-е.
Замыкают рейтинг приложений для iOS ОТП Банк, Газпромбанк, «Русский стандарт» и Ситибанк. Основная проблема аутсайдеров — большое количество ограничений.
«Можно выполнять только определенные платежи, переводы — только по номеру счета, а не по номеру карты, выписка — только не больше одного, трех, шести месяцев и при этом в непонятном формате, когда зачастую кроме суммы понять ничего нельзя», — объясняет Скобелев. Представители Газпромбанка, банка «Русский стандарт» и Ситибанка на момент публикации не смогли ответить на запрос РБК Quote. В ОТП Банке заявили, что работают над обновлением функционала.
В рейтинге приложений для платформы Android места распределились иначе. В тройку лидеров вошли Тинькофф Банк, «Уралсиб» и Связной банк. Сбербанк скатился на четвертое место. Пятерку замкнул Промсвязьбанк.
В целом уровень приложений для Android существенно вырос. «Если раньше обновления для Android запаздывали, то сегодня почти все ведущие банки научились одновременно выпускать новые версии», — отмечает Скобелев.
А вот приложения для Windows Phone, наоборот, совершенствуются в последнюю очередь. Некоторые банки даже временно отказались от поддержки WP-версии для экономии ресурсов. «Мы не видим высокой заинтересованности в приложении на этой платформе — сейчас WP, по нашим оценкам, пользуются менее 2% наших клиентов», — говорит директор по развитию розничных каналов Росбанка Виктория Селезнёва. В 2015 году банк принял решение не обновлять приложение на платформе от Microsoft.
В результате рейтинг мобильных банков для Windows Phone состоит всего из десяти участников. Первое место и здесь занимает приложение Тинькофф Банка, а «Уралсиб» и Сбербанк оказались в пятерке лидеров. В топ ворвался сервис от ВТБ24, на остальных платформах занимающий лишь седьмую (iOS) и девятую (Android) позиции.
Что изменилось?
Главная тенденция прошлого года — кредитные организации стараются сделать доступ в мобильный банк максимально простым. Если раньше, для того чтобы начать пользоваться банковским приложением для телефона, нужно было пройти сложную и бюрократическую процедуру, то сейчас клиенты могут авторизоваться, используя короткий код, Touch ID и другие инструменты, говорит Скобелев. «Любая дополнительная секунда для пользователя мобильного приложения — это стресс. Поэтому мы максимально сократили время доступа к данным о счете и остальным функциям», — подтверждает Алгирдас Шакманас из Промсвязьбанка. Еще одно важное изменение — банки начинают использовать приложения как канал продаж услуг и предлагать в них клиентам индивидуальные продукты.
Как составлялся рейтинг
Для оценки эффективности российских сервисов мобильного банкинга для частных лиц эксперты Markswebb Rank & Report использовали серию тестов, включая онлайн-опрос российских интернет-пользователей, кабинетное обследование интерфейсов и лабораторные юзабилити-тесты с привлечением реальных клиентов российских банков. Чек-лист насчитывал более 200 критериев. Вес по группам распределялся следующим образом (в порядке убывания, без обозначения веса): платежи и переводы, информация по карте, поиск банкоматов и др. При оценке юзабилити наиболее важными были следующие критерии: удобство входа в мобильный банк, удобство навигации, наличие и возможности шаблонов.
Итоговая оценка эффективности интернет-банка рассчитывалась как квадратный корень из суммы квадратов оценок функциональных возможностей и удобства пользования.
Конкуренты критикуют методику Markswebb Rank & Report за излишне субъективный подход. При опросе клиенты опираются не только на опыт использования приложения, но и на впечатления от сервиса банка в общем, говорит юзабилити-специалист UsabilityLab Анна Крамаренко. «Под юзабилити-тестированием обычно понимают исследования, которые учитывают поведение опрашиваемых: измеряют, например, время, необходимое для решения задачи, строят тепловую карту, основываясь на движении глаз», — добавляет руководитель отдела инициативных исследований Frank RG Ярослав Еременко.
Антон БАЕВ
Источник: РБК