Миллиарды на комиссии: каким будет онлайн-магазин «Почты России» Подробнее на РБК: h
Электронный магазин «Почты России», который полноценно заработает в 2016 году, станет одним из ключевых проектов предприятия. РБК узнал первые детали того, как будет работать будущая торговая площадка почтовой компании
О том, что «Почта России» запустит полноценный интернет-магазин, впервые рассказал директор департамента электронной коммерции госкомпании Алексей Вайсберг на конференции Online Retail Russia в апреле 2015 года. Он уточнил, что новый сервис, в рамках которого можно будет заказать любой товар: от продуктов питания до мебели, полноценно заработает в 2016 году.
Источник РБК в Госдуме сообщил, что проект «Почты» в сфере коммерции обсуждался на одном из июльских заседаний экспертного совета Минкомсвязи. По словам заместителя министра связи Михаила Евраева, онлайн-площадка «Почты России» станет одним из ключевых ее проектов. РБК узнал подробности схемы работы будущего «ключевого» проекта.
Дороже, чем eBay
«Почта» будет заключать договоры с продавцами и зарабатывать на агентской комиссии, рассказал РБК Михаил Евраев. По его словам, эти договоры будут подразумевать как размещение товаров продавцов на интернет-площадке «Почты России» и в бумажных каталогах по всей сети, так и офлайн-торговлю непосредственно в отделениях — в последнем случае речь идет о наиболее востребованных товарных наименованиях.
Источники РБК в крупных интернет-компаниях, которые в разное время вели или ведут переговоры о сотрудничестве с «Почтой», называют модель будущего проекта «гибридной». С одной стороны, предприятие будет торговать партнерскими, а не собственными товарами. Подобную модель агрегации сторонних товаров в интернете называют маркетплейсом. Зарабатывают подобные площадки на комиссии с каждой транзакции. Так работают, например, интернет-гиганты eBay (США) и AliExpress (Китай). С другой стороны, ни eBay, ни AliExpress не предоставляют клиентам возможности сделать заказ через бумажный каталог или в розничных точках, так что по разнообразию каналов продаж будущий проект «Почты» можно сравнивать с крупными ретейлерами вроде «Связного», Enter или «Юлмарта». Последний, как писал РБК, запускает свою торговую площадку-агрегатор для сторонних продавцов.
Размер комиссии, которую предприятие будет брать с партнеров-продавцов, представитель «Почты» не раскрывает. По информации двух собеседников РБК в разных интернет-магазинах, знакомых с планами «Почты», размер комиссии, которая обсуждается с потенциальными партнерами, — до 20%. Кроме того, партнер берет на себя расходы по изготовлению печатных каталогов и предпродажную подготовку заказов клиентов. Один из источников РБК говорит, что «Почта» также настаивает на гарантии «наличия товарных запасов», по словам другого — на том, что партнер берет на себя «затраты на маркетинг».
По словам источника в компании Biglion, которая была партнером в первом пилотном торговом проекте «Почты», в этом проекте комиссия составляла 19%. Для сравнения: eBay оставляет себе до 10% от итоговой суммы заказа, AliExpress — 5%, партнерская комиссия у крупнейшего российского маркетплейса Wikimart.ru (более 2 млн товаров от 7 тыс. магазинов) — от 2,2 до 15% в зависимости от категории. Только «Юлмарт» планирует работать с большей комиссией — до 25%.
По словам представителя «Почты», на первом этапе предприятие отберет несколько партнеров — крупных игроков рынка электронной торговли, «гарантирующих высокое качество сервиса». Он отказался сказать, сколько будет этих партнеров, и назвать конкретные компании. Источники РБК в онлайн-магазинах уточняют, что поначалу речь будет идти об одном-двух партнерах в каждой из товарных категорий. Собеседник в «Почте» отметил, что число партнеров будет только расти — в том числе за счет привлечения частных предпринимателей, которые смогут продавать, например, мед. Также предприятие планирует подключать к площадке и зарубежных торговых партнеров, сообщили в «Почте». В июне этого года гендиректор «Почты» Дмитрий Страшнов в интервью РБК рассказывал, что компания не стремиться стать аналогом eBay или Amazon — задача предприятия сделать так, чтобы и eBay, и Amazon пользовались его услугами.
По мнению одного из собеседников РБК в крупном онлайн-магазине, сотрудничество с «Почтой» — шанс привлечь аудиторию, которая до сих пор не имеет доступа в интернет. Но высокая комиссия пугает потенциальных партнеров. Источники РБК на рынке e-commerce говорят, что несколько компаний уже отказались от сотрудничества с «Почтой России», сочтя его условия экономически невыгодным из-за высокой себестоимости — большой комиссии, необходимости нести дополнительные расходы на IT и маркетинг, обязательств иметь складские остатки и проводить все транзакции на стороне «Почты». При этом, по их словам, маржа в приоритетных категориях будет невысокой.
Цитата:
Тестовые продажи
Сферой коммерции «Почта» заинтересовалась в конце прошлого года. В ноябре-декабре россияне могли заказать электронику, бытовую технику, детские игрушки и товары для дома онлайн — всего более 100 наименований товаров, 37 из которых была возможность приобрести в каталоге в отделениях «Почты» по всей стране. Партнером предприятия тогда была компания Biglion. За два месяца было оформлено 200 тыс. заказов по средней цене в 600 руб., 95% товаров клиенты оформили через печатный каталог, отчитывалось предприятие.
Второй торговый проект «Почта» запустила в июне этого года, новым партнером стал онлайн-магазин Costmart (ООО «Оффпрайс»), созданный выходцами из того же Biglion, сообщала газета «Коммерсантъ». Ежедневный оборот в июне и июле 2015 года составлял от 600 тыс. до 950 тыс. руб. при максимальной цене товара в 5,5 тыс. руб. и среднем чеке в 870 руб., рассказал РБК представитель Costmart и бывший сотрудник Biglion Тимур Аитов. Из доступных способов заказа товаров — сайт почтового предприятия и печатные каталоги в отделениях (на этот канал пришлось также 95% общего числа покупок). Проект продлится до конца сентября.
Представители «Почты России» и Costmart не раскрывают схему распределения доходов. Известно лишь, что Costmart взял на себя производство каталогов — 84 тыс. штук. При себестоимости производства одного каталога 15 руб. затраты Costmart на изготовление составили 1,26 млн руб. Несмотря на эти расходы и на то, что партнерский товар продавался в средне ценовой категории (соответственно — низкая маржинальность), в Costmart остались довольны результатами партнерства и намерены продолжать сотрудничество с «Почтой», как только заработает полноценная онлайн-площадка.
|
Потенциальный эффект
Электронный магазин, как объясняет Евраев, в перспективе должен приносить дополнительный доход «несколько миллиардов рублей в год», что поможет «Почте» компенсировать затраты на свою разветвленную сеть.
Какую конкретно статью в финансовой отчетности «Почты России» подразумевал Евраев под «доходами», замминистра не уточнил. По итогам 2014 года выручка почтового ФГУП, по данным СПАРК-Интерфакс, составила около 140,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,2 млрд руб., а валовая оказалась отрицательной — минус 1,1 млрд руб.
Чтобы выйти на оборот в несколько миллиардов рублей в год, предприятию необходимо иметь широкую линейку товаров, считает председатель комитета по почтовой логистике Национальной ассоциации дистанционной торговли Игорь Зубов. Ни в первый, ни во второй год работы интернет-магазина предприятию не удастся это сделать, считает он.
Торговые площадки в интернете есть у каждой государственной почтовой компании — и в Белоруссии, и в Казахстане, продолжает Зубов, но интернет-магазин не является серьезной доходной частью этих предприятий. Задача «Почты» — стать агрегатором для продавцов и увеличить оборот доставляемых посылок, отметил Зубов. Ежегодно «Почта» доставляет более 2,5 млрд писем и около 140 млн посылок. Ежегодный объем транзакций, которые проходят через «Почту», составляет 3,5 трлн руб. (пенсии, платежи и переводы).
Цитата:
Пять изменений «Почты России» при Дмитрии Страшнове
«Почта» стала прибыльной впервые с 2005 года
В 2014 году выручка госкомпании увеличилась на 5,5%, до 140,4 млрд руб. по сравнению с 133,1 млрд руб. в 2013 году. Чистая прибыль компании составила 1,2 млрд руб., при этом предприятие не получало дотацию от государства. В 2013 году при господдержке в 2,5 млрд руб. чистая прибыль «Почты» составляла 24 млн руб. Получается, этот показатель вырос за год в 50 раз. При этом «Почта» смогла повысить зарплаты своим сотрудникам — затраты госкомпании на персонал увеличились с 77 млрд руб. в 2013 году до 88 млрд руб. в 2014 году.
Если бы «Почта» не направила на повышение зарплат сотрудников 10,5 млрд руб. (на 13% больше, чем годом ранее), ее чистая прибыль составила бы 11,7 млрд руб.
Впервые за пять лет «Почта» подняла сотрудникам зарплату
В 2014 году впервые за пять лет руководство «Почты России» повысило зарплаты основному производственному персоналу предприятия по всей стране. На программу повышения заработных плат сотрудникам «Почты» было направлено 10,5 млрд рублей. Средняя зарплата увеличилась на 11%, с 16,7 тыс. до 18,6 тыс. руб. в месяц на одного работника. «Выручка выросла на 5%, а зарплаты — на 11%. Проще говоря, это значит, что «Почта» перестраивается, ищет внутренние резервы, оптимизируется и направляет деньги людям, что очень важно», — заявлял глава Минкомсвязи Николай Никифоров (цитата по Интерфаксу).
Сократились сроки доставки корреспонденции
В четвертом квартале 2014 года «Почта» доставляла по Москве в срок (в течение трех дней) 94% писем, сообщал Роскомнадзор. В четвертом квартале 2012 года этот показатель оставался на уровне 11,9%, а за аналогичный период 2013 года на уровне 80%. Одновременно «Почта» улучшила время доставки корреспонденции между регионами (в течение 10 дней) — с 52% в четвертом квартале 2012 года до 72% за аналогичный период 2014 года. Количество жалоб при этом снизилось более чем на 30% «при кратном росте объема почтовых отправлений», приводились в сообщении регулятора слова Страшнова.
Отсутствие почтовых коллапсов при увеличении объемов отправлений
Дмитрий Страшнов сменил на посту гендиректора «Почты» своего предшественника Александра Киселева (его уволило Минкомсвязи) после почтового коллапса весной 2013 года. Тогда на складах в московских аэропортах скопилось 157 т почтовых отправлений, а оператор складов в Шереметьево на несколько дней перестал принимать международную почту.
В пиковый период 2014 года (ноябрь-декабрь) «Почта России» обработала более 19 млн международных посылок, что в два раза больше, чем в пиковый период 2013 года, и в 4,5 раза больше, чем в аналогичный период 2012 года.
Открытие логистического центра во Внуково
Осенью 2013 года «Почта» купила у ООО «Внуково Логистик» помещение площадью 65 тыс. кв. м для места международного почтового обмена (ММПО) возле аэропорта Внуково. Оно стало крупнейшим в России логистическим центром по обработке международной почты. Госкомпания заплатила за актив $84,5 млн (около 2,7 млрд руб. по средневзвешенному курсу за 2013 год) и потратила €6 млн (около 254 млн руб.) на оборудование, заявлял Страшнов.
|
Подробнее