Лагард призывает женщин больше работать
6 сентября в Анкаре состоялось первое заседание рабочей группы для женщин стран "Группы двадцати", в рамках которого Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда, напомнила об обязательстве, которое "Группа 20" приняла на саммите в ноябре прошлого года.
"Группа 20" обязалась сократить разрыв в участии женщин в рабочей силе на 25% к 2025 г., что по оценке позволило бы создать 100 млн новых рабочих мест в мировой экономике.
В своем докладе Лагард рассказала о том, что нужно сделать, чтобы сдержать это обещание.
Гендерная справедливость
По словам Лагард, согласно последней оценке в мире насчитывается больше 3½ млрд "доводов в пользу значимости гендерной справедливости".
Расширение прав и возможностей женщин — по сути, не только нравственный вызов, но и совершенно очевидное экономическое решение, отметила она.
Во-первых, расширение возможностей женщин стимулирует экономический рост. Например, по имеющимся оценкам, если бы число работающих женщин возросло до числа работающих мужчин, ВВП увеличился бы на 5% в Соединенных Штатах, на 9% в Японии и 27% в Индии.
Эти оценки, конечно, носят ориентировочный характер, но они достаточно значительны и велики, поэтому к ним стоит отнестись серьезно. Это в особенности касается стран, где потенциальный рост снижается ввиду старения населения.
Во-вторых, большее число надежных и хорошо оплачиваемых рабочих мест для женщин повышает общий уровень дохода на душу населения.
В Турции по оценке обеспечение гендерного равенства в области занятости могло бы увеличить доход на душу населения на 22%.
Подобного прироста могли бы добиться и многие другие страны.
В-третьих, большее гендерное равенство не только повышает абсолютные уровни дохода, но и помогает снизить неравенство доходов.
В готовящемся к выпуску научном докладе МВФ сотрудники анализируют эту зависимость, сопоставляя так называемый индекс гендерного неравенства с измерениями неравенства доходов.
Полученные ими результаты весьма примечательны: они показывают, что улучшение возможностей для образования и трудоустройства женщин может обеспечить такое повышение равенства доходов, для достижения которого в прошлом требовались десятилетия.
И
в-четвертых, расширение возможностей женщин может сократить бедность.
Так, по оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации, в случае предоставления женщинам равного с мужчинами доступа к ресурсам для сельскохозяйственной деятельности прирост объема производства этого сектора в развивающихся странах мог бы достичь 4%, что позволило бы избавить от голода более 100 млн человек.
Если подытожить, ускорение роста, повышение общего уровня доходов, снижение неравенства и сокращение бедности — вот что делает обещание на 2025 г. столь значимым.
Выполнение обещания
Однако, как отметила Лагард, поставить цель и достичь ее — совсем не одно и то же. Чтобы добиться результата, необходимы решительные и настойчивые коллективные усилия.
МВФ поддерживает эту деятельность. В последние годы МВФ усилил работу в области макроэкономических последствий гендерных разрывов.
В частности, проведены новые исследования, например относительно роли женщин в экономике и правовых барьеров для участия женщин.
Кроме того, теперь МВФ планирует учитывать результаты этих исследований в своих рекомендациях государствам-членам по экономической политике. Таким образом, МВФ поддерживает "Группу двадцати".
Расширение экономических возможностей женщин
На протяжении жизни женщины предоставляется много возможностей для поддержки развития ее потенциала. Лагард выделила три решающих момента:
• учеба в школе —
образование,
• устройство на работу —
трудовая деятельность,
• создание
семьи.
Образование
В своем выступлении Лагард процитировала высказывание Аун Сан Су Чжи: "Образование и расширение возможностей женщин во всем мире непременно привнесет в жизнь каждого заботу, терпимость, справедливость и мир между людьми".
Действительно, предоставляемые в школе возможности имеют далекоидущие и долговременные последствия.
Известно, например, что на индивидуальном уровне дополнительный год обучения в начальной школе увеличивает потенциал женщин в отношении получения доходов на 10‒20%.
Один дополнительный год в средней школе повышает этот потенциал на 25%.
На уровне страны поучителен опыт самой Турции в области образования девочек. В Турции доля женщин с высшим образованием, имеющих работу, очень высока: свыше 70%. Вместе с тем, среди неграмотного населения ситуация противоположная: лишь 17% женщин в состоянии найти работу.
По оценкам дополнительный год дошкольного образования в Турции мог бы повысить участие женщин в рабочей силе на 9%.
Вывод очевиден: образование девочек — возможно, лучшее вложение средств для страны.
Помимо инвестиций в образование как таковое, есть и другие средства для развития школьного образования девочек.
Социальные программы, такие как денежные трансферты бедным семьям, могут предоставляться при условии, что дочери в этих семьях посещают школу, как это было сделано в Бангладеш и Камбодже.
При этом развитие инфраструктуры (например, дорог и систем санитарии) позволяет девочкам легче добираться в школу. Необходим комплексный подход.
Лагард также отметила, что гендерный разрыв в образовании сокращается во многих странах. Однако в слишком многих других странах он остается значительным, в том числе во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.
Чтобы сдержать обещание на 2025 г., просто необходимо устранить эти разрывы в образовании.
Занятость
После получения образования следующим событием в жизни большинства женщин является устройство на работу. Однако, хотя хорошее образование, несомненно, помогает женщинам на рынке труда, оно отнюдь не гарантирует получения работы.
Ряд стран с высоким общим уровнем образования женщин все еще имеет низкие показатели участия женщин в рабочей силе. Это, в частности, известная проблема в Японии.
В Японии женщины, которым сейчас немного за 30, как правило, имеют больше 14 лет образования, уступая по этому показателю только новозеландкам.
Более того, в Японии женщины в среднем имеют больше лет образования, чем мужчины.
Несмотря на это, гендерный разрыв в отношении участия в рабочей силе в Японии составляет 25 процентных пунктов по сравнению с чуть более чем 10 процентными пунктами в среднем в основных странах с развитой экономикой.
Поэтому, несмотря на то что образование настоятельно необходимо, это лишь часть более обширного пакета.
Что еще требуется, чтобы помочь женщинам найти работу?
Во-первых, крайне важно устранить правовые барьеры. К ним относятся препятствия для различных аспектов повседневной деятельности женщин, таких как возможность открыть банковский счет и равенство с мужчинами в правах собственности.
В недавних исследованиях МВФ отмечалось, что почти в 90% стран существует как минимум одно серьезное правовое ограничение, затрудняющее участие женщин в трудовой деятельности.
В половине исследованных стран в тех случаях, когда гендерная справедливость закреплялась в конституции, участие 5 женщин в рабочей силе повышалось как минимум на 5% в течение следующих 5 лет.
Вторым барьером является уровень заработной платы женщин. Даже при таком же уровне образования и том же роде занятий женщины зарабатывают лишь три четверти от заработков мужчин.
Это само по себе может намного снижать заинтересованность женщин в трудовой деятельности.
Третье препятствие может быть связано с инфраструктурой. Без доступа к общественному транспорту и энергоресурсам женщинам очень трудно работать вне дома.
Например, в сельских районах Южной Африки электрификация повысила участие женщин в рабочей силе на 9%.
И
четвертым фактором является неравный доступ к финансовой системе. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах 70% принадлежащих женщинам малых и средних предприятий не имеют доступа или имеют недостаточный доступ к услугам финансовых организаций.
Расширение доступа женщин к финансовым услугам — это принципиально важный вопрос для достижения поставленной цели на 2025 г.
Семья
Столь же важна третья обширная область политики, касающаяся особой роли женщин в семейной жизни. Что можно здесь сделать с практической точки зрения?
Во-первых, оплачиваемый отпуск по уходу за детьми помогает женщинам не терять связи с рынком труда.
Япония, например, добивается значительных сдвигов в этой области. Правительство увеличило пособие на отпуск по уходу за детьми с 50% до 67% заработной платы.
Все больший вклад вносят работодатели: например, доля отцов, пользующихся правом на отпуск по уходу за детьми, в одной известной японской страховой компании в этом году достигла 100%.
Это поднимает важный вопрос: мужчины не только как партнеры, но и как отцы, сыновья и братья насущно заинтересованы в расширении возможностей женщин.
Это не только помогает их партнерам, дочерям, матерям и сестрам реализовать свой потенциал, но и способствует построению более прочного общества на благо всех людей.
Как сказал Амартья Сен, "женщины все более воспринимаются и мужчинами, и женщинами как активные творцы перемен: энергичные поборники социальных преобразований, способные изменить жизнь как женщин, так и мужчин".
Директивные органы и работодатели могут тесно взаимодействовать в обеспечении доступа к недорогому и качественному уходу за детьми.
Исследования показывают, что сокращение цены этих услуг вдвое может увеличить число молодых матерей на рынке труда на 10%.
Положительную роль могут сыграть и налоговые реформы. В слишком многих странах налоговая система делает работу невыгодной для вторых кормильцев — а это во многих случаях женщины.
Замена налогообложения семей индивидуальным налогообложением может снизить предельные ставки налога на вторых кормильцев, тем самым повышая стимулы для работы женщин вне дома.
Этот пакет, включающий отпуск для родителей, услуги по уходу за детьми и более справедливую налоговую систему, может дать женщинам возможность совмещать заботу о семье с работой.
Наряду с вложениями в образование девочек и облегчением доступа женщин на рынок труда он также способствует повышению экономического потенциала женщин.
От слов к делу
Обязательство "Группы 20" в течение следующего десятилетия сократить на 25% разрыв в участии женщин в рабочей силе может стать историческим шагом в расширении возможностей женщин.
Кроме того, его выполнение может ускорить экономический рост, повысить общий уровень дохода на душу населения, сократить бедность и снизить неравенство доходов на благо людей во всем мире.
Это может в корне изменить ситуацию в мировой экономике. Но это обещание можно выполнить, только если слова воплотятся в дела.
"Группа двадцати"
"Группа двадцати" (G20) — неформальный форум крупнейших экономик мира. В совокупности страны "Группы двадцати" представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли.
"Группа двадцати" была создана как инструмент кризисного реагирования глобального уровня в ответ на глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. Это предопределило ее основные цели — предотвращение финансово-экономических кризисов, обеспечение сбалансированного развития мировой экономики и реформирование архитектуры глобального управления в соответствии с реалиями XXI века.
"Группа двадцати" рассматривается как механизм координации макроэкономической политики, регулирования финансовых рынков и влияния на международную экономическую политику.
Источник