МВД уличило банки в сокрытии карточных краж
МВД уличило банки в сокрытии карточных краж
МВД обвиняет банкиров в сокрытии информации о кражах денег с платежных карт своих клиентов, убытки которых в этом году уже достигли 500 млн грн. Финансисты удивлены: они утверждают, что не только информируют правоохранителей о мошенничествах, но и просят своих клиентов также подавать аналогичные заявления. Рост потерь украинцев они объясняют их нежеланием учиться методам защиты электронных носителей денег.
Украденная тайна
С начала 2015 года правоохранители зафиксировали 20 тыс. незаконных операций с платежными картами граждан. Общая сумма их убытков составила 500 млн грн, сообщили в МВД. Показатель краж за аналогичный период прошлого года в МВД не уточнили. При этом в министерстве прямо обвинили банкиров в том, что они скрывают эту информацию от правоохранительных органов. «Не всегда банки идут нам навстречу и сообщают о ситуациях, которые произошли в их системах и процессинговых центрах. Они не хотят показывать свои недоработки, поэтому нам приходится собирать информацию из других источников», – заявил начальник управления по борьбе с киберпреступностью МВД Сергей Демедюк.
По его словам, банкиры пытаются самостоятельно решать эти проблемы. «В большинстве случаев заявления из банков к нам не поступают. Банкиры стараются сами установить нарушителей и закрыть те «дыры», которые позволили преступникам получить деньги», – сказал он.
Банкиры парируют, что часто их клиенты сами проявляют инициативу и информируют милицию о кражах, из-за которых понесли убытки. «С официальным заявлением в милицию банки обращаются от своего имени, как правило, в том случае, когда понесли или приняли на свою сторону финансовые потери вследствие мошеннических действий, – поясняет руководитель по безопасности технологий розничного бизнеса Альфа-банка Сергей Досенко. – А для оперативного информирования управления по борьбе с киберпреступлениями МВД банки имеют возможность использовать систему межбанковского обмена информацией о признаках\попытках\фактах мошенничества Exchange On-line в рамках ЕМА, а также прямое информирование ключевых оперативных сотрудников УБКБ на официальные электронные почтовые адреса».
По данным ЕМА, во II квартале самыми распространенными видами мошенничества было банкоматное мошенничество (32% случаев) и кража денег через интернет (30%). Мошенничество в системах дистанционного банковского обслуживания составило 18% случаев, кражи с использованием психологического давления – 12%, а преступления в эквайринговых сетях – 8%.
Передача информации
Банкиры утверждают, что не скрывают от МВД информацию о кражах. «ОТП Банк на основании проведенных расследований готовит материалы для передачи в правоохранительные органы по каждому из случаев подтвержденного мошенничества. Дополнительно МВД получает заявление и от самого клиента, о чем говорит квитанция, выданная клиенту в отделении милиции о подтверждении его обращения, и которую мы, дополнительно, вкладываем в наши заявительские материалы. Но ответов от МВД очень мало, а точнее – почти нет», – сетует начальник сектора мониторинга и расследования мошеннических операций ОТП Банка Алексей Думинюк. Причем и в других банках говорят, что и они, и клиенты направляют информацию правоохранителям. «Мы, как банк, готовим и подаем обращения в правоохранительные органы касательно мошеннических операций по клиентским счетам. Мы также рекомендуем клиентам самостоятельно подавать заявления о случаях несанкционированного доступа к их карточным счетам», – говорит начальник управления идентификации мошенничества Укргазбанка Роман Степанец.
Но не всегда банки владеют полной информацией о кражах со счетов своих клиентов. «Банки не ведут такую статистику, только их клиентам известно, сколько на самом деле было украдено денег со счета. Хотя действительно часть банков считает, что проблемы клиентов – это только их проблемы, и ссылаются на банковскую тайну», – признает директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.
Самозащита от мошенников
Участники рынка настаивают на том, что наиболее эффективным способом защиты карт от кражи средств остаются превентивные меры самих их владельцев. «Мы направляем своим клиентам рассылки и уведомления с рекомендациями соблюдения правил безопасности при использовании платежных карт, необходимости установления индивидуальных лимитов на проведение операций в интернете, подключения SMS-информирования, использования антивирусных программ с их постоянным обновлением на устройствах, с которых осуществляются операции», – рассказывает начальник центра информационной безопасности Фидобанка Олег Ковальчук.
Поэтому в большинстве случаев кражи денег с карт совершаются из-за недосмотра граждан. «Банки делают много для того, чтобы предотвратить мошенничество, но основной защитой против мошенничества является осознанность держателя карты, как говорят: информирован – значит вооружен, вооружен – значит защищен. Банки всячески пытаются донести информацию держателю карты о ее безопасном использовании: через сайты, отделения, а также электронные курсы. В конверте с картой при ее выдаче присутствует детальная информация о правилах ее использования и мерах предосторожности, – говорит Алексей Думинюк. – Но все мы должны понимать, что никто не может вложить информацию в голову тому, кто этого знать не захочет. Это как в школе, информации полезной много, но не все приходят на уроки или хотят ее слушать. Вот в чем основная причина роста трендов».
Источник