Леонид Якубович и Никита Михалков создают аукционный дом
Новый фонд, куда входит аукционный дом, будет собирать деньги на памятник царской семье, который планируется установить в 2018 году
Как выяснили «Известия», бессменный ведущий «Поля чудес» Леонид Якубович, режиссер Никита Михалков и экс-глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин создали фонд «Николаевский», куда войдет аукционный дом. В числе основных задач фонда — возвращение культурных ценностей, в частности православных, из-за рубежа, а также установка памятника царской семье в 2018 году.
Полное наименование новой организации, по данным Единого госреестра юрлиц, — Благотворительный фонд по сохранению исторического, культурного и духовного наследия «Аукционный дом «Николаевский», зарегистрирован 31 июля 2015 года. Учредителями стали Императорское православное палестинское общество (ИППО), председателем которого является Сергей Степашин, Российский фонд культуры (РФК), президентом которого выступает Никита Михалков, культурно-деловой центр «Русская Европа» и Леонид Якубович.
Президент фонда — Никита Михалков, гендиректором назначен его зять и партнер по производителю бриллиантов ООО «ЧелПром-Даймонд», признанной банкротом в этом году, — Альберт Баков.
Баков подтвердил «Известиям» свое участие в проекте, назвав аукционный дом «идеей Сергея Вадимовича [Степашина]». С последним связаться не удалось, однако, как рассказал Леонид Якубович, предполагается, что часть средств, вырученных от продажи предметов искусства и коллекционирования через благотворительный аукционный дом «Николаевский», пойдет на сохранение объектов культурного наследия. Собственно, название отчасти связано с планами возвести к столетию расстрела царской семьи соответствующий памятник. Кстати, ИППО активно занимается установкой памятников Николаю II — к примеру, в мае 2015 года на территории Ливадийского царского дворца-музея близ Ялты открыт бюст последнего российского монарха.
Основная же задача аукционного дома — это возвращение на родину православных культурных ценностей.
— Аукционный дом — это часть Николаевского фонда, задача фонда — это возвращение на вырученные средства утраченных российских ценностей, которые в прошлом были вывезены из страны. В основном это картины и иконы, — рассказывает Леонид Якубович. — В мою задачу будет входить организация и проведение аукционов. Мы планируем начать проводить аукционы примерно через полгода. Будем сотрудничать с представителями РПЦ, так как в основном будут возвращаться православные реликвии. Кроме того, в 2018 году исполняется сто лет со дня трагической смерти царской семьи. Мы хотим в рамках Николаевского фонда собрать деньги и установить памятник царской семье.
Что касается возможной телетрансляции торгов, Якубович сказал, что этого пока не планируется, поскольку участники могут быть не заинтересованы в дополнительной публичности. Также Якубович отметил, что в России нет практики проведения благотворительных аукционов — в том числе потому, что эта деятельность относительно тяжело поддается налоговому администрированию.
Налоговый консультант Светлана Оганджанянц указала, что при соответствующем оформлении уставных документов и утверждении их Минюстом деятельность фонда и аукционного дома не будет облагаться налогом.
Работа аукциониста не нова для Леонида Якубовича. Актер и шоумен с 1984 года ведет различные торги, как коммерческие, так и благотворительные. В июне 2015 года он помог Минобороны на форуме «Армия-2015» продать 10 списанных военных автомобилей (автомобили «Урал», грузовики ЗИЛ и ГАЗ) на сумму 1,2 млн рублей.
Вице-президент нового фонда «Николаевский» и КДЦ «Русская Европа» Лилия Лагутина сообщила «Известиям», что в данный момент ведется работа с Пушкинским музеем по составлению списка утраченных ценностей, которые в будущем планируется возвращать. Она также отметила, что установка памятника царской семье — «стратегическая задача фонда».
О роли «Русской Европы» в новом фонде Лагутина сказала, что центр будет поддерживать проект информационно, на вопрос о финансовой поддержки проекта собеседница «пока что» отвечать отказалась. В ИППО подтвердили, что принимают участие в проекте, однако никаких комментариев дать не смогли.
В России практика благотворительных аукционных домов стала применяться совсем недавно, рассказывает гендиректор Международного благотворительного аукционного дома Виктор Трегубов. Этот аукционный дом создан в этом году при Московском фонде мира (вице-президент — актер Сергей Шакуров) и провел торги в мае «Русское искусство в помощь Хакасии и Донбассу» в Доме Пашкова. По словам Трегубова, благотворительный аукционный дом обговаривает цену на лот, которая устроила бы владельца выставляемого на торги предмета искусства. Почти все, что набегает сверху в ходе торгов, идет на благотворительность. Аукционисты берут на покрытие своих издержек по организации мероприятия 10–20% от суммы, полученной сверх стартовой цены.
Трегубов рассказал, что интерес к аукциону «Русское искусство в помощь Хакасии и Донбассу» у покупателей был, но он оказался не столь велик, как изначально рассчитывалось. В ходе первых торгов из 180 картин было продано только 18, часть из них уже в постаукционный период.
— Может быть, мы выбрали не очень удачную дату, сразу после празднования 70-летия Победы, может быть, сказался экономический кризис. Знаю, что некоторые бизнесмены не решались участвовать в торгах, так как средства шли в том числе жителям Донбасса, боялись обвинений в помощи русскому миру от международных партнеров, не хотели санкций. Было трудно донести, что это помощь мирным жителям, а не какой-либо из сторон конфликта, — говорит Трегубов. — Тем не менее для участников плюсы благотворительного аукциона были в том, что, помимо реализации и приобретения предметов искусства (и как актива в том числе), они делали благое дело. В планах нашего аукционного дома — провести торги в помощь семьям погибших военных, в помощь ветеранам Великой Отечественной войны и детям-сиротам.
Трегубов добавил, что до недавнего времени благотворительные торги проходили нерегулярно, как акции отдельных компаний, бизнесменов, общественных деятелей или деятелей культуры. Аукционные дома Sotheby's и Christie's, по его словам, тоже проводят подобные акции разово.
Читайте далее