Банки фиксируют убытки от «Трансаэро»
Кредиторы проблемной авиакомпании «Трансаэро» начали искать способы вернуть свои деньги. Часть банков, в том числе ВТБ, Сбербанк и Альфа-банк, готовы начать банкротство. ВТБ и Сбербанк также намерены минимизировать потери от самолетов, сданных в лизинг «Трансаэро», найдя для них новых клиентов. Но некоторые кредиторы еще надеются избежать хотя бы части убытков. ВЭБ предлагает создать новую компанию на базе флота «Трансаэро», а банк МФК — передать контрольный пакет ее акций консорциуму кредиторов.
В пятницу три банка—кредитора авиакомпании «Трансаэро» сообщили о готовности обратиться с исками о признании ее банкротом. Официальные уведомления опубликовали Сбербанк и Альфа-банк, глава ВТБ Андрей Костин заявил, что банк, «скорее всего, будет подавать на банкротство», а «юристы уже начали работать над иском».
О возможном банкротстве «Трансаэро» заговорили на прошлой неделе, когда ее владельцы не собрали 75% акций для передачи «Аэрофлоту», а банки-кредиторы не договорились об условиях санации проблемной компании. 1 октября «Аэрофлот» отказался от сделки, а на совещании у Дмитрия Медведева было решено применить по сути «постепенное банкротство».
Продажу билетов «Трансаэро» остановили, «Аэрофлот» обещал вывозить пассажиров компании до 15 декабря. Долги «Трансаэро» остались на ней. Глава Сбербанка Герман Греф объяснял позицию кредиторов тем, что план спасения «Трансаэро» через сделку с «Аэрофлотом» «не сработал», правительство решило не давать госгарантий по долгам. Андрей Костин в пятницу пояснил, что никто из кредиторов, а также «Аэрофлот» не были заинтересованы в спасении «Трансаэро», «бывшие собственники ее бросили». «Аэрофлот» «был крайне не заинтересован брать на себя дополнительную нагрузку», подчеркнул он. По данным «Ъ», в пятницу ситуация с долгами «Трансаэро» обсуждалась в ЦБ со всеми кредиторами, но решений принято не было.
Общий долг «Трансаэро» летом оценивался в 250−260 млрд руб., из этого кредиты банков — около 85 млрд руб. (среди них ВТБ, Сбербанк, МКБ, Новикомбанк и другие). Долг ВТБ — 12 млрд руб., но 10,5 млрд руб. из них будет компенсировано за счет госгарантий, сообщил Андрей Костин. Источник ТАСС сообщил, что долг перед Сбербанком — 6 млрд руб., банк создал стопроцентный резерв, не надеясь на «большую долю возврата».
Но Сбербанк рассчитывает вернуть задолженность за лизинг за счет продажи шести самолетов и ведет поиск клиентов за рубежом. ВТБ рассчитывает вернуть не менее половины из 40 млрд руб. долга за лизинг 21 самолета, сообщил глава банка.
Наибольший интерес в парке «Трансаэро» вызывают «относительно молодые» среднемагистральные Boeing 737−800 NG, пояснил «Ъ» источник на лизинговом рынке. Но в случае выхода на рынок сотни самолетов «Трансаэро» стоимость лизинга просядет, говорит он, для 737−800 NG она может упасть на $10 тыс. в месяц (ставка, по данным «Ъ», более $300 тыс.). Можно «пристроить» и относительно новые дальнемагистральные Boeing 777 и 747, считает источник «Ъ», но они не так востребованы. Он добавил, что для лизингодателя важен «безостановочный цикл жизни самолета» — без простоя. Если компания резко уходит с рынка, то возникает сложность с передачей самолета, есть риски его временного нахождения без техобслуживания, что снижает цену.
Другой источник «Ъ» отметил, что судами «Трансаэро» владеют три банка РФ (лизинговые структуры ВЭБа, ВТБ и Сбербанка), прямых санкций здесь нет, но передача в лизинг за рубеж может столкнуться с трудностями. По его мнению, вариантом могла бы стать передача самолетов в Иран после отмены санкций в отношении страны.
Между тем глава ВЭБа Владимир Дмитриев предложил рассмотреть вариант создания на базе парка «Трансаэро» компании, которая при господдержке взяла бы на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров. По его словам, переговоры об этом идут с ВТБ. Но, по мнению господина Костина, создавать компанию с нуля — «неподъемное дело для банков».
Альтернативу банкротству ищет и банк МФК Михаила Прохорова, предложивший передать 75% плюс одну акцию «Трансаэро» в управление консорциуму кредиторов, реструктурировать долги, конвертировав их часть в ценные бумаги.
Экс-гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова (передала свои акции мужу Александру Плешакову, который сейчас держит 60% компании) сообщила в Facebook, что основные акционеры готовы отдать пакет консорциуму. Но, по мнению Германа Грефа, кредиторы вряд ли захотят брать компанию «с громадным долгом и без перспектив развития».
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что кредиторам хотелось бы продолжить эксплуатацию парка и получать лизинговые платежи, но у них нет компетенций по управлению компанией. Многим кредиторам, по его мнению, проще списать долги «Трансаэро», чем пытаться ее перезагрузить.
https://news.mail.ru/economics/23521025/