Сырьевой бум создал экономическую нестабильность
Резкое падение цен на сырьевые товары создает экономическую нестабильность из-за возникающих проблем на развивающихся рынках. Страны, зависящие от добычи и экспорта ресурсов, столкнулись с огромными рисками из-за дешевеющих нефти, газа, угля, золота, меди и т. п.
Развивающиеся рынки потеряли уже достаточно много, в том числе из-за падения курсов валют. Девальвация юаня в течение лета только усилила волную панику на рынках. Экспортеры сырьевых товаров, получающие выручку в валюте, уже были под давлением до девальвации в Китае, но решение ЦБ КНР резко обострило все проблемы.
Товары, как правило, проходят через серию бумов и спадов. Семена последнего "суперцикла" были посажены примерно 10 лет назад. Благодаря стремительному и феноменальному росту в Китае, по всему миру были запланированы капиталоемкие проекты по добыче ресурсов.
В 2005-2014 гг. общий размер инвестиций в ресурсные проекты достиг $745 млрд. В 2008-2009 гг. на подобные проекты приходилось 10-12% от общего объема прямых иностранных инвестиций в мире.
Конечно, нефтяной проект или проект угольной шахты потребует нескольких лет, прежде чем будет введен в эксплуатацию. Это объясняет масштабный объем новых мощностей, которые были запущены в последние пару лет.
Другими словами, рост цен на товары в 2005-2010 г. создал волну инвестиций, которая привела к созданию новых мощностей в 2013-2014 гг., тем самым разрушив ценовой пузырь на сырьевом рынке.
Сейчас процесс совершенно иной. Новые проекты отменяются, а инвестиции практически выдохлись. Были отменены проекты, общая стоимость которых достигает не менее $200 млрд, и эта сумма будет расти дальше.
Подобная ситуация должна создать сильнейший дефицит сырья в ближайшие годы, который приведет к еще одному ценовому буму. Даже если принять во внимание замедление мировой экономики, планета не стала потреблять намного меньше сырьевых товаров, поэтому новых проектов и мощностей, доступных ресурсов будет становиться все меньше по мере устаревания и выхода из строя нынешних мощностей.
Но до этого еще далеко. Пока мы видим замедление инвестиций, что создает большие риски для стран-экспортеров, которые сильно зависят от добычи природных ресурсов.
Международный валютный фонд опубликовал новый отчет, описывающий различные методы спасения таких стран. Например, многие могут создать "финансовый буфер" и тратить припасенные деньги на поддержку экономики. Более важным является диверсификация экономики.
Правительства должны использовать доходы от, например, экспорта нефти для инвестиций в инфраструктуру, здравоохранение и образование.
МВФ считает, что для управления сырьевыми циклами страны должны:
иметь долгосрочные бюджеты,
активизировать усилия по диверсификации экономики,
сделать государственные расходы более эффективными,
укрепить институты.
Но все эти идеи необходимо было реализовывать до начала сырьевого кризиса. В условиях когда у правительства нет достаточных доходов для формирования текущего бюджета, вряд ли можно говорить об активной диверсификации и резком повышении эффективности государственных расходов.
Расходы просто сокращают там, где это получается, а структура экономики практически не меняется.
Даже если где-то и происходят изменения, то они будут практически полностью уничтожены, когда цены на сырье вновь начнут расти. Так уже случалось неоднократно. Даже сверхбогатые страны, такие как Саудовская Аравия, несмотря на все предпринимаемые усилия по диверсификации, ничего не смогли сделать заранее.
Согласитесь, трудно инвестировать, например, в качество государственного образования, которое требует последовательного и долгосрочного финансирования, когда доходы государства падают и растут по прихоти рынка с экстремальной волатильностью.
Источник