Убийцы СМС
В конце октября сотовый оператор «Билайн» объявил о заключении партнерского соглашения с владельцами мобильного мессенджера WhatsApp, перестав тарифицировать его трафик. Портал Банки.ру изучил, как складываются взаимоотношения сотовых операторов и ОТТ-сервисов.
Принцип работы ОТТ-сервисов (англ. Over The Top) — предоставление абоненту услуг без прямого контакта с оператором связи. В качестве примера можно привести сервисы и приложения для обмена сообщениями в сетях сотовых операторов и видеосервисы, не использующие технологию IPTV.
«Попробовав раз, ем и сейчас»
Появление сервисов типа Skype с самого начала не понравилось операторам связи: абоненты вдруг поняли, что для междугородних и международных звонков вовсе не нужно тратить огромные суммы. Достаточно соблазнить реципиента установить на компьютер всего одно приложение.
В результате, по данным американской консалтинговой компании TeleGeography, доля Skype на рынке международных звонков в период с 2005 по 2010 год выросла с 2% до 14%. По данным агентства, за 2013 год международный трафик Skype вырос на 54 млрд минут, что в два раза больше общего объема роста всех мировых телекоммуникационных провайдеров. С учетом появления и роста конкурирующих ОТТ-сервисов такой устойчивый рост на протяжении последних десяти лет впечатляет вдвойне.
Нет, Skype не первый, кто предложил звонки через глобальную сеть. Однако сочетание удобного группового чата с возможностью быстро совершать звонки (в том числе использовать конференц-связь) сделало свое дело.
Еще один переворот совершила небольшая компания WhatsApp Inc, основанная в 2009 году Яном Кумом и Брайаном Эктоном. Предложенный ими способ обмена короткими сообщениями — приложение WhatsApp перевернуло представление абонентов сотовых операторов об обмене короткими сообщениями. Один раз попробовав приложение, возвращаться к платным (и урезанным по длине) СМС никто не хотел.
Причина популярности WhatsApp кроется в грамотном подходе к организации контактов. В то время когда в приложениях конкурентов необходимо было создавать отдельный список контактов, мессенджеру Яна Кума требовался только доступ к телефонной книге смартфона. Начинать общаться можно было сразу после установки. Как итог — стремительный рост абонентской базы и сделка с Facebook, сделавшая Кума миллиардером: в 2014 году Facebook приобрел WhatsApp Inc за рекордные 22 млрд долларов.
Кто-то теряет, кто-то находит
Если где-то убыло – значит где-то прибыло. Эта сентенция как нельзя лучше описывает результат появления на рынке коммуникационных OTT-сервисов. Сотовые операторы и операторы дальней связи начали нести убытки в виде упущенной выручки.
Как сообщает в отчете «Перспективы рынка мобильных мессенджеров и других коммуникационных OTT-сервисов в России и мире на период до 2018 г.» компания J'son & Partners Consulting, совокупная упущенная выручка только от VoIP-сервисов за период 2012–2020 годов достигнет 479 млрд долларов, или 6,9% глобального рынка голосовых услуг. По оценке аналитиков, российские сотовые операторы из-за ОТТ-сервисов не досчитались в 2104 году 2% дохода, что составляет не менее 15–20 млрд рублей.
В 2015 году убытки станут еще больше, полагает член правления и исполнительный директор АКГ «Деловой профиль» Ксения Архипова: «В России потери могут приблизиться к 25–30 миллиардам рублей. Рост будет связан с увеличением числа пользователей мессенджеров, а также с повышением доступности высокоскоростного интернета для смартфонов и планшетов».
Российские сотовые компании чувствуют себя пока вполне уверенно. Тарифы на связь в России довольно низкие, а появление Tele2 в Московском регионе станет дополнительным катализатором трансформационных процессов во всей отрасли, считает партнер компании AT Consulting Игорь Хомич. Можно предположить, что конкуренции со стороны ОТТ-сервисов, позволяющих совершать голосовые вызовы, сотовые компании пока не сильно опасаются: абонентам, использующим пакетные тарифы с большим количеством включенных минут, нет особого смысла использовать для звонков внутри региона сторонние решения.
ОТТ к услугам террористов?
Однако несмотря на то, что процент упущенных доходов довольно низок, операторы не хотят терять и его. «Ведущие сотовые операторы неоднократно выходили к правительству с предложением законодательного регулирования/ограничения использования мессенджеров, основываясь на жалобах пользователей, обвиняющих последних в рассылке спама», — говорит Архипова.
В качестве иллюстрации можно привести пример пятилетней давности, когда «МегаФон» заблокировал своим абонентам возможность международных звонков с помощью Skype. Да и в наше время отношение сотового оператора к ОТТ-сервисам остается довольно негативным. Так, в июльском интервью телеканалу «Россия 24» президент «МегаФона» Иван Таврин рассказал, что мессенджеры работают в серой зоне, вне доступа регулирующих органов, а к их услугам прибегают террористы и организаторы спам-рассылок.
Вообще, антитеррористическая риторика — один из главных аргументов противников коммуникационных OTT-сервисов. К примеру, в вину Skype ставили функцию шифрования трафика, благодаря которой спецслужбы не могли перехватывать переговоры террористов. Но, как показала практика, для спецслужб не составляет труда рано или поздно получить доступ к данным в сетях обмена сообщениями. В России противоборство Skype с ФСБ продолжалось около года, и в 2011 году было достигнуто соглашение о частичном предоставлении данных пользователей госорганам. А из информации, раскрытой в 2013 году Эдвардом Сноуденом, следует, что американская система слежения PRISM позволяет прослушивать звонки пользователей приложения и получать доступ к их переписке.
Одна из последних инициатив исходит от Института развития Интернета (ИРИ), сочинившего недавно программу развития российского Интернета до 2015 года, которая должна быть представлена президенту. В приложении к программе, в частности, говорится о необходимости установки отраслевых стандартов для поставщиков ОТТ-сервисов, что должно приравнять их к другим игрокам.
«Всё» и кое-что еще
Сейчас операторы оказались в патовой ситуации: развитие сетей четвертого поколения, с одной стороны, привлекает абонентов высокой скоростью, а с другой – позволяет тем же абонентам использовать голосовые вызовы и обмениваться сообщениями с помощью таких приложений, как WhatsApp, Skype и Viber.
Решение в виде блокировки вряд ли рассматривается компаниями — слишком большое количество абонентов пользуются услугами ОТТ-сервисов. По данным J'son & Partners Consulting, количество пользователей только мессенджеров Facebook и WhatsApp составляет более миллиарда пользователей. «Запреты и ограничения относятся к нерыночным методам конкурентной борьбы, поэтому напрямую использоваться не могут, — считает Ксения Архипова. — В мировой практике пока не известны случаи блокирования ОТТ-сервисов операторами сотовой связи. В этой связи встает вопрос о партнерстве сотовых операторов и мессенджеров либо о развитии конкурентоспособных продуктов».
С собственными продуктами тоже не все так просто. Как считает управляющий партнер «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов, развитие ОТТ самими операторами — это конкуренция с самими собой: «ОТТ, как и многие другие инновационные решения, — продукт другой корпоративной культуры, подобные вещи создают в основном компании с другой ментальностью, с другим масштабом. Операторы тоже могут в это играть и с разной успешностью это делают, но партнерская модель обычно оказывается более оправданной».
Одной из попыток перетянуть на себя пользователей ОТТ-сервисов стал сервис «Мультифон», с помощью которого абоненты «МегаФона» могут совершать междугородние звонки по довольно низким тарифам. А сотовый оператор «Билайн» запустил акцию, в ходе которой для пользователей тарифов «Всё» трафик мессенджера WhatsApp тарифицироваться не будет (речь идет только о сообщениях, не о голосовых вызовах). Однако акция носит скорее рекламный характер. Опрошенные Банки.ру эксперты считают, что основная цель «Билайна» — привлечь внимание к линейке тарифов «Всё».
Главная проблема, по мнению J'son & Partners Consulting, в том, что в данный момент операторы сами не знают, каким именно должно быть сотрудничество с OTT-сервисами. А поскольку не существует никаких отраслевых стандартов, возникают еще и опасения, связанные с защитой персональных данных. С этой стороны, правда, есть некоторые подвижки. Так, руководство сервиса Viber в октябре объявило о размещении серверов с данными пользователей на территории Российской Федерации.
Павел ШОШИН, Banki.ru
Источник:
Banki.ru
Может и действительно, будущее сотовой связи в слиянии её с интернетом, что уже происходит. Тогда зачем переплачивать за минуты голосовой связи или пакеты СМС, а платить только за использование интернет-сервисов. Тем более при международных звонках и в роуминге.