Динамичное развитие трансграничной онлайн-торговли между Китаем и Россией
В 2015 г. в условиях спада мировой экономики оживление трансграничной онлайн-торговли между Китаем и Россией привлекает особое внимание общественности. В декабре премьер-министр России Д. Медведев принял участие во второй международной интернет-конференции, прошедшей в древнем китайском городке Учжэнь. Был подписан меморандум о развитии трансграничной онлайн-торговли. В ходе Петербургского экономического форума, прошедшего в июне 2015 года, глава китайской корпорации «Алибаба» г-н Ма Юнь пообещал предоставить интернет-платформу для российского малого бизнеса. Сегодня отмечается динамичное взаимодействие двух стран в сфере электронной торговли.
В последние два года западные санкции и девальвация рубля привели к оттоку иностранных инвестиций с российского рынка. Но китайские интернет-компании, наоборот, увеличили инвестиции в Россию и укрепили связи со своими коллегами в сфере системы платежей, логистики и послепродажного сервиса, чтобы предоставить более удобные услуги российским потребителям. Сейчас россияне могут свободно покупать китайские товары на китайских интернет-платформах, таких как Aliexpress, JD, LightInTheBox.сom и Dhgate.com.
В сфере трансграничных платежей китайские компании создали взаимодействие с платежными сервисами Yandex.Money и QIWI Wallet, а также со Сбербанком, Альфа-банком и Промсвязьбанком,. А для тех, кто привык к оплате наличными, портал Dhgate совместно с QIWI Wallet и логистической компанией SPSR открыли платежный сервис после доставки товара. Это значительно укрепит уровень доверия российских потребителей.
В логистической сфере китайские компании наладили взаимодействие с Почтой России и рядом российских курьерских компаний. Некоторые ведущие онлайн-компании также открыли свои склады в России или в приграничных с Россией регионах. Это позволило сократить сроки доставки с 20-30 до 3-7 дней. Так, интернет-гигант Aliexpress открыл склады в 9 странах, в том числе в России, а компания JD открыла свой склад в Финляндии. Кроме того, китайская логистическая компания Ruston открыла в России крупный склад под общественное использование площадью 20 тыс. кв. м. Создание складов за рубежом способствует повышению логистической эффективности и улучшит послепродажные услуги, связанные с обменом и ремонтом товара, что сделает онлайн-шопинг более доступным.
Кроме того, в России появились магазины, где представлены китайские товары. Так, Aliexpress в октябре открыл в Москве шоу-рум, где выставил более 150 образцов товаров. После осмотра товара потребители могут сделать заказ через мобильное приложение, после чего заказанный товар доставляет SPSR-экспресс.
Следует отметить, что расширение сервиса китайских онлайн-магазинов в России не только обогащает потребительский рынок, но и способствует сотрудничеству сторон в сфере онлайн-финансов и логистики. Так, платформа Yandex.money сотрудничает с десятками китайских компаний, открыв в Шанхае свое представительство для активизации бизнеса в Китае. Группа QIWI объявила о том, что Китай стал крупнейшим платежным рынком компании, занимая 70% от общего объема сделок. Кроме того, Почта России также укрепляет взаимодействие с Почтой Китая и другими онлайн-компаниями, улучшая свои логистические способности.
Недавно президент России В. Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости создания в России интернет-гиганта, чтобы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира. Сотрудничество с китайскими онлайн-платформами позволяет частично осуществить эту цель. В последние годы российские продукты питания, янтарь и другая традиционная для России продукция пользуются большим спросом в Китае. Спрос значительно вырос особенно после девальвации рубля. Ряд китайских интернет-порталов бесплатно открывают страницы для российских производителей и дилеров, чтобы помочь им войти на китайский рынок. Скоро на платформе Aliexpress будут представлены более 100 наименований российских продуктов и одежды. А осенью этого года российская торговая сеть АБК начала продавать в Китае конфеты и кондитерские изделия на китайской платформе Tmall, компания рассчитывает к 2018 году довести оборот до 50-60 млн долл.
В настоящее время объем электронной торговли между Китаем и Россией занимает очень низкую долю от общего товарооборота, сотрудничество между странами в этой сфере пока на начальной стадии. Но в случае инновации моделей взаимодействия в перспективе трансграничная онлайн-торговля будет играть более весомую роль в повышении двустороннего товарооборота и активизации структуры внешней торговли.
Источник