Бизнес на молекулах: 6 стартапов, зарабатывающих на генетических исследованиях
Бизнес на молекулах: 6 стартапов, зарабатывающих на генетических исследованиях
Генетические тесты, которые позволяют подобрать фитнес-программу или узнать о творческих способностях ребенка, за пять лет в превратились из наукоемкого продукта в массовый сервис. Скрининги на основе таких тестов предлагают около десятка специализированных компаний, а услуги по расшифровке структуры ДНК появились в популярных сетях лабораторий.
Компания «Генотек», которая первой взялась за популяризацию генетических исследований в 2010 году, 9 февраля 2016 года получила в ходе очередного раунда финансирования $2 млн от группы инвесторов во главе с генеральным директором и совладельцем «Русагро» Максимом Басовым и бывшим руководителем администрации президента России Александром Волошиным. Это второй крупный раунд для стартапа – в конце 2013 года он получил $500 000 от фонда RuStarsVentures.
Какие еще российские компании, работающие в сфере генетических исследований, привлекают к себе внимание инвесторов?
«Генотек», основанная выпускниками МГУ Артемом Елмуратовым и Валерием Ильинским, делает ставку на максимально широкую линейку тестов для обычных пользователей. Примерно за 15 000 рублей можно получить тест о наследственных предрасположенностях к той или иной группе болезней или тест для подбора персональных тренировки и диеты. Каждое новое исследование компания продает почти за 5000 рублей. Базовый комплексный тест, самый популярный, обойдется в 15 000 рублей, полная расшифровка генома – в 425 000 рублей. Средний чек покупателя превышает 20 000 рублей. За 2015 год «Генотек» удвоила количество тестов, говорит Елмуратов. В рублевом выражении выручка проекта за два года выросла в 2-3 раза, но в долларовом эквиваленте оказалась меньше ожидавшихся $2 млн из-за скачков валютного курса, поясняет предприниматель.
Около половины доходов «Генотеку» приносят исследования для научных лабораторий – например, компания изучала новые штаммы вирусов, в частности туберкулеза, а также геном десятков онкологических пациентов, с анализом их опухолей и здоровых клеток. Обращаются в «Генотек» и археологи – для ДНК-анализа найденных останков. Средняя стоимость таких исследований – сотни тысяч рублей. Создатели проекта экспериментируют и сами – например, разрабатывают методы генотипирования для определения породы собак, но пока не встретили энтузиазма у заводчиков.
Половину полученных инвестиций компания потратит на оборудование роботизированной лаборатории в районе метро «Курская» в Москве. Она откроется в ближайшие месяцы, обещают создатели «Генотека». Во-первых, многие операции (например, выделение ДНК из слюны, клонирование и первичное тестирование фрагмента цепочки нуклеотидов) можно передать из рук человека роботу, во-вторых – в лаборатории будут прозрачные стены, так что новый медико-генетический центр станет и инструментом маркетинга. Остальная часть средств пойдет на расширение штата ученых, запуск новых тестов и продвижение услуг.
Российский рынок ДНК-тестов Елмуратов оценивает в $10-20 млн, в ближайшие годы он вырастет до $100 млн, считают основатели «Генотека». По итогам 2016 года компания рассчитывает заработать $2 млн, около четверти этой суммы может обеспечить экспорт – стартап планирует проводить исследования в сфере биоинформатики (от сборки генома до специфических задач по анализу данных) на 20-30% дешевле, чем американские и европейские конкуренты. «Продавать в долларах, оплачивая труд российских специалистов в рублях, – хорошая стратегия для российского стартапа», – признает Елмуратов.
«Геноаналитика»
Компания «Геноаналитика» смогла выделиться на фоне конкурентов, первой в России предложив наряду с другими генетическими тестами определение заболеваний плода по крови матери. Несколько лет назад в возможности таких исследований вообще сомневались – ученые вели споры о том, есть ли внеклеточные ДНК малыша в крови беременной. Поэтому когда в 2011 году Егор Прохорчук (на фото), сооснователь «Геноаналитики», прочитал в одном из научных журналов о начале клинических испытаний неинвазивного пренатального тестирования, он загорелся идеей для бизнеса.
На тот момент компания, основанная учеными из разных российских институтов в сфере молекулярной биологии, больше двух лет продавала услуги по расшифровке и интерпретации генома на основе анализа микроматрицы. Это были те самые тесты, которые позволяют по нескольким каплям слюны диагностировать носительство мутаций, распространенных моногенных заболеваний, как и у американского первопроходца 23andMe. «Геноаналитика» была первой в России, кто предложил эту услугу массовому рынку.
Затем Прохорчук понял: скрининг, позволяющий определить синдром Дауна и других заболеваний, связанных с отклонениями в числе хромосом в ДНК плода, станет «горячей» темой, и подключил ученых для разработки собственной технологии. Обычно для диагностики хромосомных аномалий у будущего новорожденного нужен забор околоплодных вод, с проколом плодного пузыря, что повышает риск выкидыша. Поэтому куда безопаснее использовать генетический метод, по крови из вены. Исследование по методике «Моего гена» уже прошли более 3000 женщин. Они часто заказывают и тесты по анализу генетических причин выкидышей, мертворождения или бесплодия – с этими исследованиями «Геноаналитика» также стала первопроходцем. Результаты ДНК-тестов дополняют УЗИ, биохимические анализы и другие исследования беременных женщин и плода, так что обычно пациентки приходят по направлению от врачей из клиник. Клиенты же услуг персонального генетического тестирования, как правило, определяют важность технологий сами.
Сегодня в линейке «Геноаналитики» – пять групп пакетов исследований, от исследования для подбора лекарств до тестов на выявление предрасположенности к полигенным заболеваниям вроде рака молочной железы. В каждом из тестов – анализ нескольких десятков показателей. Комплексный базовый тест обойдется в 30 000 рублей. В собственные технологии ДНК-диагностики и оборудование лабораторий основатели «Геноаналитики» инвестировали около $5 млн. «Зато мы смело можем говорить, что тесты на предрасположенность более чем к 50 заболеваниям, передающимся по наследству, делаются полностью в России и по своей системе анализа ДНК», – говорит гендиректор компании Юлия Ахтительнова.
Выручка «Геноаналитики» по итогам 2015 года составила около $1,1 млн, бизнес вышел в прибыль еще в 2012 году. Около половины доходов приносят анализы для врачей и научных лабораторий, затрудняющихся в постановке диагноза в сложных случаях генетической диагностики. Когда обнаруживаются нетипичные пропуски и ошибки в последовательностях нуклеотидов, сверить замены в геноме конкретного человека с созданной базой опасных модификаций сложно.
В 2016 году «Геноаналитика» рассчитывает увеличить выручку как минимум в полтора раза. «Конечно, медицина – консервативная и скованная стандартами отрасль, продвигать здесь услуги нелегко. Наши тесты недешевые, а снизить цены не получается из-за кризиса, так что технологии входят в жизнь не так активно, как бы нам хотелось. Нужно, чтобы такие методы появлялись в стандартах диагностики Минздрава, тогда более точный и безопасный скрининг станет массовым», – подытоживает Ахтительнова.
Oftalmic
Компания Oftalmic нашла свою нишу на рынке – она продает тесты «под ключ» для диагностики офтальмологических заболеваний. Создатель проекта Марианна Иванова, офтальмолог с большой клинической практикой, еще в 2008 году замечала, что и к ней, и к коллегам часто обращаются пациенты с глазными болезнями, связанными с наследственностью. Диагностировать различные виды дистрофий сетчатки, глаукому или катаракту наряду с еще несколькими десятками заболеваний исключительно в сфере офтальмологии по общему генетическому тесту с высокой точностью сложно – нужны более сфокусированные тесты, которые проводились лишь в двух лабораториях, в Москве и Санкт-Петербурге. Иванова знала, что «с улицы» и даже по назначению врача всех желающих в этих лабораториях не проверят. Так и возникла Oftalmic, сегодня предлагающая около 60 тестов только в сфере глазной ДНК-диагностики. Цены варьируются от 12 000 до 130 000 рублей. При этом Oftalmic, проанализировав клиническую картину, проводит не только подбор теста, а затем и ДНК-тестирование, но и консультацию, дает рекомендации по экспериментальному лечению.
Клиенты Oftalmic приходят по совету врачей – дифференциальные тесты обычно неизвестны широкой публике, об их необходимости рассказывают профессионалы. Так что продвигается бренд за счет «сарафанного радио» среди врачей и сотрудников лабораторий. Также Oftalmic сотрудничает с другими компаниями на рынке ДНК-диагностики. Так, тесты в сфере офтальмогенетики биомедицинского холдинга «Атлас», одного из самых известных поставщиков генетических тестов, созданы при участии проекта Ивановой. По словам основательницы Oftalmic, за глазными генетическими тестами обращаются «десятки» пациентов ежемесячно. По данным СПАРК, Oftalmic зарабатывает ежегодно лишь несколько сотен тысяч рублей, но для Ивановой искать изменения в геноме, приводящие к заболеваниям глаз, и разъяснять результаты генетических тестов – еще и важная социальная миссия.
https://www.forbes.ru/tekhnologii-pho...ayushc/photo/4