ASSIST подбил новую статистику по интернет-платежам банковскими картами
Провайдер электронных платежей ASSIST собрал статистику* по электронным платежам при помощи банковских карт за 2014-2015, проанализировав ключевые изменения за этот период. Компания исследовала данные по 11 млн онлайн-платежей совершенных российскими покупателями в более чем 3000 интернет-магазинов.
Основные виды карт, которыми покупатели расплачиваются за покупки – дебетовые и кредитные карты. Покупатели используют также прочие разновидности карт, включающие в себя предоплаченные и подарочные банковские карты, но их совокупная доля при оплате покупок онлайн не превышает 2%.
Дебетовыми картами расплачиваются чаще, чем кредитными, и доля покупок с их использованием показывает тенденцию к росту. Если в 2014 году ими оплачивали покупки в интернете на 4% чаще, чем кредитными, то в 2015 году разница составила уже 10%. Вероятно, дело тут не столько в росте количества дебетовых карт у населения, сколько в том, что дебетовые карты (по сути – зарплатные) есть сейчас практически у каждого, и если раньше они часто использовались только для снятия наличных, то в последние годы с их помощью все чаще оплачивают услуги и товары в интернете.
При этом объем покупок в денежном выражении по дебетовым картам в среднем на 4-6% ниже, чем по кредитным, и это соотношение за последних два года практически не изменилось.
Средний чек покупок по дебетовым картам в среднем ниже, чем по кредитным, причем, в 2015 году разница между ними составила 707 рублей (против 503 рублей в 2014 году). Средний чек по предоплаченным и подарочным банковским картам выше, чем по кредитным и дебетовым картам – возможно, в силу специфики этого вида карт, т.к. обычно при покупке используется вся или большая часть суммы предоплаченной карты (как правило, составляющая в среднем 3-5 тысяч рублей).
С точки зрения условий выпуска и обслуживания карты можно разделить на электронные, классические и премиальные. Электронные: самые простые и недорогие в обслуживании – кредитные и дебетовые карты Visa Electron, VISA Electron Instant Issue, MasterCard Electronic, MasterCard Instant Issue и Maestrо. Классические: VISA Classic, MasterCard Standard и American Express Classic. Премиальные: карты уровня Gold и Platinum (VISA, MasterCard, American Express), VISA Infinite, MasterCard World Signia, а также American Express Premium и Exclusive.
Подавляющее число оплат в интернете (67%) совершается с классических банковских карт, хотя доля их в 2015 году снизилась на 2% по сравнению с 2014 годом за счет увеличения доли «легких» электронных карт (18%). Количество транзакций по премиальным картам в общей массе оплат составляет 15% и не изменилось за прошедшее время.
В денежном выражении большая часть покупок также оплачивается с классических карт (64%). Более четверти покупок (26%) оплачивают владельцы премиальных карт, 10% – держатели электронных карт.
Средний чек покупок по электронным картам упал в 2015 году на 102 рубля, по классическим практически не изменился, а по премиальным вырос на 187 рублей. Средний чек покупки по премиальным и электронным картам отличается более чем в 3 раза. Между премиальными и классическими картами эта разница составляет 1,8 раз.
Усредненный показатель суммы одной онлайн-покупки, совершенной среднестатистической российской семьей, составлял в 2015 году 2221 рубль, что на 6,5% выше, чем в 2014 году.
При этом среднее количество покупок в месяц на одну семью выросло с показателя 1,7 в 2014 году до 1,8 в 2015 году.
* Приведенная статистика основана на анализе платежей клиентской базы провайдера электронных платежей ASSIST, и может отличаться от статистики иных платежных операторов. Клиенты компании – крупнейшие игроки рынка е-commerce, торговли и услуг – Google, OZON, OZON.Travel, Мариинский и Большой театры, KASSIR, Bileter, Head Hunter, PUMA, OTTO, Росгосстрах, The Body Shop, Mothercare, KFC, Мосэнерго, Softline, Allsoft и др.