После частичной легализации марихуаны в США ее производство и продажа превратились в прибыльный бизнес. В стране активно развиваются сервисы по выращиванию и доставке травы, а за созданием многих подобных компаний стоят звезды шоу-бизнеса. «Лента.ру» выяснила, как развивается современный конопляный рынок, кто инвестирует в марихуановые стартапы и что они предлагают потребителям.
«Легалайз» и бизнес
Еще несколько десятков лет назад выращивание, использование и продажа конопли и ее производных были законодательно запрещены почти во всех странах мира, за нарушение можно было угодить в тюрьму. Однако с 1972 года, когда правительство Нидерландов официально признало употребление легких наркотиков «проступком» и позволило гражданам свободно хранить и употреблять незначительные объемы каннабиса, его частично легализовали в некоторых странах, в том числе в Бангладеш, Чехии, Испании, Португалии, Канаде, Израиле, Мексике и США.
В Америке выращивать и продавать коноплю для медицинских целей разрешили в 1996 году, сегодня врачи могут выписывать ее пациентам уже в 24 штатах.
В конце 2012 года употребление конопли в рекреационных целях, то есть для отдыха и снятия стресса, было разрешено в штатах Вашингтон, Колорадо и на Аляске.
Более того, еще осенью 2013 года, согласно данным Института Гэллапа, общество Соединенных Штатов подошло к психологически важному рубежу: 58 процентов американцев высказались за легализацию каннабиса на всей территории страны.
Неудивительно, что в начале 2014 года эксперты назвали производство каннабиса одной из самых быстрорастущих в США отраслей бизнеса. Согласно данным The ArcView Group, объем рынка легальной марихуаны в том году вырос сразу на 71 процент — до 2,7 миллиардов долларов. Смелые прогнозы аналитиков говорили о скорой легализации травки в еще нескольких штатах, а затем и на всей территории США. В этом случае конопляный рынок к 2019 году достиг бы объема в 11 миллиардов долларов.
Чуть позже стало очевидно, что в обозримой перспективе власти вряд ли отменят федеральный запрет на производство, продажу и употребление наркотика, что подтвердилось и провалом попытки легализовать марихуану в округе Колумбия.
Неопределенный статус бизнеса по производству марихуаны отпугивает потенциальных инвесторов, и из 7,6 тысяч американских банков лишь 220 готовы вложить средства в это направление.
Тем не менее за короткий промежуток времени на рынке появилось немало компаний и стартапов, ведущих марихуановый бизнес, которые активно ищут источники финансирования и привлекают инвесторов. По данным ресурса AngelList, на сегодня в мире зарегистрирован 481 марихуановый стартап, средняя стоимость каждого оценивается в 3,5 миллиона долларов.
Помимо производства и продажи конопли это распространение растительной косметики и продуктов питания на основе каннабиоидов, а также медицинские исследования. Поддержать такой бизнес готовы более 800 инвесторов, в числе которых основатель и соавтор ресурса Techcrunch Майкл Аррингтон и топ-менеджер Google Джефф Хьюбер.
Травка с доставкой
Одной из первых марихуановых компаний стала основанная в 2010 году Leafly, занявшаяся систематизацией различных сортов и описанием их свойств. Очень быстро ресурс вырос в крупную мировую интернет-энциклопедию марихуаны, и всего год спустя был выкуплен инвестиционным холдингом Privateer. Его основатель Брендан Кеннеди добавил к Leafly мобильное приложение для оценки травы, приобрел канадского производителя медицинской марихуаны Tilray, а затем привлек 75 миллионов долларов от основателя PayPal Питера Тиля. В 2014 году общий объем доходов Privateer составил 11 миллионов долларов против 1,2 миллиона годом ранее, а в 2015 году компания заработала более 100 миллионов долларов и получила первую прибыль.
В США действует немало консалтинговых агентств по выращиванию марихуаны
Фото: Lucy Nicholson / Reuters
Свои услуги активно предлагают консалтинговые онлайн-агентства по выращиванию марихуаны и открытию соответствующих торговых точек. Например, основанная пять лет назад GreenZipp имеет отделения во всех штатах, где разрешено производство конопли, и готова помочь в полноценной организации «зеленого» бизнеса. Клиентам доступны несколько платных материалов с подробными инструкциями, различающимися в зависимости от штата и вида деятельности будущей компании (выращивание, продажа или доставка). Основной гид по организации стартапа обойдется в 2 тысячи долларов, набор бизнес-планов с учетом законов каждого из штатов — в 750 долларов, а юридические советы по регистрации собственной марихуановой компании — в 500 долларов.
За консультациями обращаются и к невадской Grow Buddy. Ее основатели Дэниел Старбак и Дэвид Стандарт называют себя пионерами в области «травяных» больших данных, собирая с каждого установившего их приложение производителя статистику по циклам созревания растений и размеру урожая. На основе этих данных сервис выдает наиболее эффективные сорта и методики выращивания. Основной конкурент Grow Buddy — компания New Frontier также занимается аналитикой на основе Big Data, однако предлагаемые ею решения в основном ориентированы на крупных игроков рынка.
Одним из таких стал стартап-инкубатор Gateway, раз в год предоставляющий десяти перспективным марихуановым стартапам 30 тысяч долларов и полгода аренды офиса в обмен на долю в шесть процентов от их акций. Поддержку начинающим травяным бизнесменам оказывает и инвестиционная корпорация Marijuana Investment Corporation (MJIC). Ее аналитики отслеживают биржевые показатели крупнейших представителей марихуанового бизнеса и на их основе составляют «индекс марихуаны», а также занимаются финансовыми операциями. В корпорацию входит и медиахолдинг MJIC MEDIA, транслирующий новости мира финансов и организующий ежегодную конференцию Marijuana Investor Summit.
При поддержке MJIC Gateway уже вложился в одно из самых популярных направлений развития конопляного бизнеса — мобильные приложения по доставке каннабиса. Поддержку получило работающее в Сан-Франциско приложение Meadow. Основатель компании Дэвид Хуа называет себя «травяным сомелье», а сервис предоставляет обширный выбор сортов от местных производителей. Все пользователи проходят обязательную регистрацию и предоставляют письменное разрешение на приобретение товара от лечащего врача. Недавно в сервис инвестировал известный в США стартап-акселератор Y Combinator, в свое время обеспечивший финансовую поддержку Reddit, Dropbox и Airbnb.
В Денвере легализация позволила развернуться аналогичному сервису Weedmaps, где пользователи сами добавляют и оценивают места для приобретения легальной медицинской марихуаны, общаются во внутреннем чате и могут посмотреть видеоролики с комментариями экспертов на официальном YouTube-канале компании.
Более 1,5 миллионов долларов инвестиций смог привлечь еще один сервис по доставке травы — работающий в Лос-Анджелесе Grassp. Помимо услуг авторизованных дилеров приложение предоставляет доступ к онлайн-базе докторов, которые могут провести обследование и выписать рецепт на медицинскую марихуану.
Не менее быстро развиваются и приложения для знакомств, объединяющие любителей совместного употребления каннабиса. Одно из них под названием MassRoots создано для жителей Денвера и уже успело привлечь от инвесторов 1 миллион долларов. Другое называется HighThere! и работает на всей территории США, по сути являясь своеобразным аналогом Tinder. До того как посмотреть на кандидатов для встречи, пользователи могут выбрать один из трех поводов знакомства: простое общение, совместное употребление или желание заняться чем-нибудь под кайфом.
После легализации в штате Колорадо его столица Денвер стала туристической Меккой для любителей травки, что привело к появлению марихуановых туристических компаний. Самая крупная из них называется Colorado Cannabis Tours, а ее основатель Майкл Эймер всегда старается сам принести всем новоприбывшим туристам пакетик с марихуаной, предварительно расселив их в одном из курительных отелей города. Каждую субботу он водит экскурсии по травяным фермам и изготовляющим бонги стеклодувням, принимает активное участие в ежегодных праздниках и ярмарках.
С культивированием марихуаны в Денвере можно ознакомиться в ходе специальных экскурсий
Фото: Brian Cahn / Zuma / Globallookpress.com
Неожиданную выгоду из легализации могут вынести и американские индейцы, которым законодательство позволяет самостоятельно регулировать финансовые потоки и антинаркотическую политику на территории резерваций. Именно поэтому компания CannaNative бизнесмена Энтони Риверы из калифорнийского племени хуанено пытается связать племенных вождей (как потенциальных инвесторов) и игроков легального рынка марихуаны (как возможных заемщиков). Как объясняет сам Ривера, финансовой базой подобной системы должны стать индейские казино, «которые сами по себе являются небольшими банками», в 2014 году принесшими племенам $28,5 миллиарда выручки. Компания Риверы предлагает пять направлений сотрудничества: выращивание конопли, создание готового продукта, ретейл, полный цикл работы под ключ и выполнение уникальных заказов.
Помимо США сильными игроками на рынке марихуановых стартапов могут стать и компании из Израиля, которые уже обладают 22 тысячами патентов на культивацию различных видов конопли и экспортируют некоторые сорта в Канаду, Чехию и Австралию. Более того, Израиль много лет считается лидером в области проведения клинических тестов каннабиса, производства лабораторного оборудования для выращивания растений и выведения новых сортов. Именно израильская компания Syqe Medical разработала первый в мире травяной ингалятор с автоматическим определением необходимой разовой дозы для каждого пользователя.
Звездная помощь
Марихуановый бизнес поддерживают и многие знаменитости, в том числе актеры Вуди Харрельсон, Элайджа Вуд, Дэнни Де Вито, Джордж Клуни, Морган Фримен, актрисы Дженнифер Энистон, Памела Андерсон и Меган Фокс; музыканты Карлос Сантана, Стинг, Снуп Дог и Джастин Тимберлейк, звезда кантри Вилли Нельсон, писатель Стивен Кинг и даже миллиардер Джордж Сорос, пожертвовавший миллион долларов на кампанию за легализацию каннабиса.
Рэпер Снуп Дог понимает перспективы конопляного рынка
Фото: Darrin Zammit Lupi / Reuters
Некоторые из них теперь рекламируют связанные с марихуаной товары и сервисы, а нередко и вкладывают в них внушительные средства. Так, хип-хоп-исполнитель Снуп Дог в апреле 2015 года через свой венчурный фонд Snoop Dogg's Casa Verde Capital инвестировал в сервис по доставке конопли Eaze. При активной поддержке рэпера компания получила более 10 миллионов долларов от фондов DCM Ventures Fresh VC и 500 Startups, что в ближайшем будущем позволит ей расширить географию бизнеса и количество партнеров-производителей сортовой марихуаны. В сентябре 2015 года Снуп Дог объявил о запуске еще одного поддерживаемого его фондом проекта — онлайн-издания о каннабисе Merry Jane. Сайт специализируется на истории и культуре употребления конопли, публикует соответствующие кулинарные рецепты.
Другой звездный любитель наркотика — кантри-певец Вилли Нельсон создал собственную марку марихуаны и сеть гашишных магазинов Willie's Reserve, где можно приобрести и авторские курительные аксессуары.
Свой конопляный бизнес основали и родственники легендарного регги-исполнителя Боба Марли. В конце 2014 года они объявили о запуске первого международного бренда марихуаны Marley Natural. Помимо травки семья Марли продает конопляную косметику и курительные аксессуары. Их партнером станет уже упомянутая Privateer Holdings, с которой заключено глобальное лицензионное соглашение сроком на 30 лет.
Из марихуаны делают даже жевательный мармелад
Фото: Rick Wilking / Reuters
Недоверие и запреты
Однако многие инвесторы пока не готовы вкладывать большие средства в конопляный бизнес. И хотя ArcView Group прогнозирует, что в 2016 году рынок легальной марихуаны вырастет еще на 86 процентов, посетившие организованную бизнес-акселератором Canopy Boulder ноябрьскую стартап-конференцию венчурные капиталисты с осторожностью отнеслись ко многим представленным проектам. «Большинство марихуановых компаний не могут предоставить внятной статистики по продажам и тем самым продемонстрировать, что в них стоит вкладывать средства», — отмечает глава Cliintel Capital Group Билл Деккер. По его словам, стартапы пока заботятся о своем конечном продукте, а не о правильном бизнес-плане и конечной прибыли.
Преградой для развития конопляных стартапов является и федеральное законодательство Соединенных Штатов, запрещающее употребление, хранение и распространение вещества и его производных. Барак Обама неоднократно заявлял, что на общегосударственном уровне изменять соответствующие законы не планирует, но правительство не против легализации каннабиса властями отдельных штатов.
Тем не менее такая позиция ограничивает развитие марихуанового бизнеса, ведь компаниям запрещено вести деятельность в штатах, которых пока не коснулась легализация. Непонятным остается и отношение к марихуане со стороны будущей администрации, хотя один из кандидатов в президенты — демократ Берни Сандерс уже предложил исключить ее из федерального списка запрещенных веществ. На международном уровне развитию конопляного бизнеса мешает жесткая антинаркотическая политика ряда стран, в том числе и России.
Источник
lenta.ru