В середине 2000-х в России началась недолгая эпоха "народных IPO". Они должны были принести деньги государству и привить массам вкус к акциям. Из-за кризиса вкус оказался горьким, но назвать это невезением можно лишь с оговорками. Ведь для покупателей акций на IPO невзрачные долгосрочные доходы — это вообще-то норма, а не исключение.
Аббревиатура IPO (initial public offering) была выучена быстро, правда, не всегда в соответствии с ранее применявшейся транскрипцией. Вариант "ИПО" звучал нередко, а через некоторое время "народные IPO" народ сократил и до НаИПО. С пониманием сути мероприятия дело обстояло тоже непросто.
Кто-то, конечно, неплохо представлял себе, о чем идет речь, но немало было и других. Воображение публики раздразнило еще первое "народное IPO" — "Роснефти". К размещению акций ВТБ фантазия только разыгралась. Люди, ранее далекие от фондового рынка, решили, что это их шанс. Кто-то видел в этом возможность подобно олигархам 90-х сделать деньги на приватизации, кому-то это казалось банковским продуктом, по которому обещаны постоянные выплаты. Тем более что акции можно было купить через банковские отделения.
В 2006-2007 годах для успеха размещения акций госкомпаний эти люди, строго говоря, были не нужны. Основную часть выпусков скупили более крупные инвесторы. И некоторые сомнения в том, что надо привлекать к IPO людей, не представляющих себе сопутствующих этому рисков, поначалу звучали даже от руководства ФСФР. Однако на фоне заявлений о нежелательности перетока российских эмитентов на западный фондовый рынок "народное IPO" выглядело политически уместным.
"Роснефть" в одночасье стала крупнейшей нефтяной компанией России по рыночной капитализации и получила при этом 115 тыс. "народных" акционеров. IPO было признано руководством страны успешным опытом, достойным дальнейшего распространения. И для других госкомпаний, и для самой "Роснефти".
Владимир Путин призвал отечественные компании быть более народными и размещать акции среди широкого круга населения. И пришла очередь Сбербанка. Правда, его размещение назвать IPO нельзя — акции давно были на рынке, а не предлагались впервые. Но многие именуют его так и сейчас.
При этом признаки "народности" были — акции Сбербанка можно было в феврале 2007 года приобрести в его же отделениях. Правда, очень уж массовым стать оно не могло — цена до дробления акций в 1 тыс. раз была слишком высока. Но 30 тыс. новых акционеров у банка появилось.
А в мае 2007 года прошло и самое народное IPO — размещение ВТБ. Успешная рекламная кампания привела к тому, что банк получил 124 тыс. акционеров из народа. А уже в следующем году стало очевидно, что те, кто еще в 2006 году предупреждал о рисках вовлечения широких масс в этот проект, оказались правы.
В 2008 году обрушились котировки всех российских акций. Беднее стали многие акционеры, но участников "народных IPO", считавших именно себя обманутыми в особо циничной форме, были слышно лучше всех. В СМИ, на собраниях акционеров и других мероприятиях они весьма активно высказывали свое возмущение.
Уже в начале 2009 года руководство ВТБ заговорило о возможности обратного выкупа акций у "народных акционеров". Ждать им, правда, пришлось до 2012 года, когда накануне президентских выборов кандидат Владимир Путин предложил ВТБ рассмотреть такую возможность. И через два дня было объявлено, что выкупу акций по цене "народного IPO" у мелких (до 500 тыс. руб.) акционеров — быть.
С учетом инфляции цена 13,6 коп. за акцию означала потери для инвесторов, но рыночные котировки были существенно ниже, а к уровням IPO не вернулись и по сей день. В последние месяцы они находятся в диапазоне 6,5-8 копеек. Акции "Роснефти" и Сбербанка сейчас дороже, чем на народных размещениях,— на 71% и 80% соответственно. Но ни инфляции за прошедшие годы, ни роста курса доллара это пока не покрыло.
Наши "народные IPO" трудно считать особенно неудачными. Ведь и сам этот механизм существует не для благотворительных целей. Это просто один из удобных для владельца компании способов получить побольше за свою долю. Отсюда и обычные результаты покупателей.
К тому же и одну из побочных целей этот проект тоже выполнил — финансовую грамотность населения немного повысил. Вот только десять лет назад в это вкладывался иной смысл. Ведь, хотя осторожность при размещениях акций и полезна самому инвестору, это не совсем так для экономики страны и ее фондового рынка. Все-таки одна из его функций — привлечение средств в капитал компаний. А для этого даже уверенность в том, что размещение акций сродни лотерее, куда полезнее, чем убежденность в том, что IPO — это НаИПО.
Подробнее:
https://kommersant.ru/doc/3143933