Применение футархии в механизмах децентрализованного управления
Привлекательность использования рынков предсказаний в качестве системы управления коротко и емко сформулирована экономистом Алексом Табарроком (Alex Tabarrok): «Ставка – это налог на глупость». Общая теория футархии: применение рынков предсказаний в принятии ключевых решений организациями, была формализована экономистом Робином Хэнсоном в последнем десятилетии прошлого века.
Упрощенно, механизм футархии можно объяснить следующим образом: организация формулирует результат, которого она хочет добиться, и предоставляет участникам возможность экономически поддержать тот способ достижения результата, который они считают правильным. Если необходимо выбрать между способами X и Y, то выпускаются токены X и Y, и создается рынок для каждого токена.
Принятие решения определяет рынок с наибольшей ценой токена, а держатели токенов рынка-победителя впоследствии получают вознаграждение, величина которого основана на том, насколько близок реально достигнутый результат к поставленной цели.
Хэнсон разработал теорию и провел ряд экспериментов, однако ему не удалось применить свои методы в корпоративном управлении. Он полагает, что топ-менеджеры опасаются выходить на рынок с решениями, которые могут показаться необычными или излишними, и выставят их в невыгодном свете.
«Мудрость толпы» выставляет на всеобщее обозрение иерархическую модель, принятую в корпоративных структурах, показывает, что участники, которые должны работать на достижение результата, на самом деле преследуют свои персональные цели, которые не всегда совпадают с работой на результат.
В то время, как футархия встречает сопротивление при попытках включения в устоявшиеся механизмы управления, технология блокчейна воссоздает на новом уровне существующие системы, в которых децентрализованный механизм управления будет востребован.
Виталик Бутерин, один из основателей публичного блокчейна Эфириума, обратил внимание на потенциал футархии для блокчейна два года назад, и сейчас предсказывает появление многих проектов с использованием ее принципов.
На основе блокчейна построен новый класс организаций типа DAO, и для них необходим новый тип механизма управления. Блокчейн – та среда, в которой легко построить новые рынки, поэтому встроенный механизм футархии оказывается органичным в таких структурах.
В экосистеме Эфириума это проекты MakerDAO, выпускающий собственный стабильный токен DAI, Digix, занимающийся токенизацией реальных активов, и конечно, рынки предсказаний Augur и Gnosis.
Кроме того, систему управления с элементами футархии разрабатывает TruthCoin/Hivemind – проект из экосистемы Биткойна.
Бутерин сказал: Инцидент с TheDAO – это не приговор концепции и будущим разработкам других DAO. Я бы скорее сравнил его с бумом доткомов, конечно, в уменьшенном масштабе – бум возникает в момент, когда кажется, что концепция впервые воплощается в реальность. Человеческие ожидания идут дальше объективных возможностей, и в результате наступает разочарование.
Однако я полагаю, что в следующем году мы увидим запуск проектов, многие из которых начали разработку во второй половине текущего года. Они выходят в онлайн, уже усвоив тяжелые уроки первой половины года.
Для того, чтобы заставить работать эту футуристическую систему управления, необходим переход из области чистой теории в инфраструктуру разрабатываемых проектов:
Технология уже существует. Однако теперь мы понимаем, что нам нужна более развитая инфраструктура, чем мы рассчитывали…
В общем виде вы наблюдаете только цены, однако, при переходе на более детальный уровень, начинают проявляться вопросы ликвидности, ордеров на покупку и продажу, возможность опережающих сделок. Что произойдет, когда на ценах будут строиться деривативы?
В качестве оценки текущего состояния механизмов управления публичными блокчейнами, Бутерин предлагает аналогию с историей США:
Биткойн и Эфириум в настоящее время испытывают кризис управления. Сравнение может быть спорным, но мне кажется, мы сейчас находимся там, где была демократия США в 1795 году. Это даже не Гражданская Война, это больше похоже на войну за независимость.
Источник