Как потребители и сети живут в условиях постоянного роста цен
Потребители стали не только реже ходить в магазины, но и значительно меньше тратят на покупки, констатируют эксперты. Доля продовольственных товаров в общей корзине граждан опустилась с 67 до 50 процентов. «Лента.ру» выясняла, как граждане приспосабливаются к постоянному росту цен на товары и как ретейлеры реагируют на стремление покупателя на всем экономить.
В октябре среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин тратил 540 рублей, подсчитал холдинг «Ромир». По сравнению с сентябрем средний чек вырос на 2,3 процента, а по сравнению с октябрем прошлого года снизился на 4,4 процента (с 565 рублей).
Тот факт, что россияне перешли в режим экономии, ни для кого не новость. Об этом заявляли и Банк России, и Минэкономразвития еще летом, ссылаясь на собственные исследования рынка. Граждане заменили дорогостоящие продукты (мясо, рыба, свежие овощи) более дешевыми, стали меньше покупать молока и шоколада, более половины потребителей, согласно исследованию компании Ipsos Comcon, перестали покупать новую одежду.
В августе 2016 года расходы россиян опустились ниже уровня января 2012 года, сообщал «Ромир». И если в предыдущие годы после спада потребительской активности летом традиционно происходила коррекция, то в нынешнем году роста не произошло. Это означает, констатируют эксперты, что граждане пытаются удержать повседневные расходы на максимально возможном низком уровне.
Именно рост цен определяет поведение потребителей, которые сохраняют режим экономии несмотря на приближающиеся новогодние праздники, считают эксперты. «По предварительным данным, ноябрь мы завершаем с инфляцией около 6 процентов годовых, но в действительности ситуация может быть существенно хуже», — комментирует происходящее генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. По его мнению, продуктовая инфляция в этом году составила не менее 20 процентов.
Снижение темпов инфляции в августе-сентябре сменилось достаточно бурным подорожанием продуктов и ростом индекса потребительских цен уже в октябре, отмечает он: «К примеру, огурец и помидоры в рознице выросли в цене на 40-45 процентов в зависимости от региона в результате снижения предложения и перехода ретейлеров на поставки тепличных овощей». В целом, прогнозирует эксперт, до конца года на различные группы продовольствия цены могут вырасти еще на 10-15 процентов.
Чувствительные к ценам
В январе-сентябре текущего года оборот розничной торговли в России сократился на 5,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Несмотря на это выручка крупных торговых сетей увеличилась на 10-15 процентов, отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По мнению эксперта, такому росту способствовало увеличение доли крупных ретейлеров на российском розничном рынке. Кроме того, изменилась сама структура рынка: продуктовый сегмент вырос за счет сокращения непродуктового, а поскольку торговые сети занимаются в основном продажей продовольствия, текущая тенденция способствует улучшению их показателей.
«В сложных экономических условиях потребители остаются крайне чувствительными к ценам и ориентированными на промоакции», — рассказали «Ленте.ру» в пресс-службе торговой сети «Лента». По итогам третьего квартала 2016 года ретейлер зафиксировал «определенную стабилизацию покупательского поведения, постепенный рост числа товаров и средней стоимости товара в корзине, а также увеличение продаж непродовольственных товаров».
В сети отметили, что с начала 2016 года спрос на более дешевую продукцию стабилизировался. Показатель среднего количества товаров в покупательской корзине растет третий квартал подряд, однако все еще остается ниже уровня 2015 года. Кроме того, качество ассортимента (средняя цена за товар в корзине) улучшается второй квартал подряд.
Что касается роста цен, то в третьем квартале 2016 года инфляция на полке «Ленты» выросла до 4 процентов против 3,2 процента во втором квартале 2016 года.
В «АШАН Ретейл Россия» также констатировали, что сегодня клиенты осознанно подходят к выбору товара, оптимизируя бюджет. «Обращают внимание на цену, многие покупают только необходимые товары», — отметила директор по внешним коммуникациям ретейлера Мария Курносова.
Менеджер по внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Кристина Быковская рассказала, что в компании отметили «некоторое увеличение доли расходов профессиональных клиентов на продуктовый ассортимент».
В пресс-службе ГК «ДИКСИ» «Ленте.ру» рассказали, что ценообразование зависит от множества факторов — сезонности, закупочной цены, затрат на логистику. При этом важную роль, по мнению компании, играет позиционирование и формат торговой сети. Так, политики низких цен придерживаются магазины формата «у дома», где наценка на социально значимые товары минимальна или равна нулю.
В непродуктовом сегменте ситуация также в целом не меняется: потребители отдают предпочтение промоакциям и готовы покупать в кредит. «Ситуация с ценами на технику на рынке стабильная, мы не отмечаем колебаний цен в большую сторону», — рассказала «Ленте.ру» руководитель департамента по связям с общественностью «М.Видео» Валерия Андреева. Стоимость техники, пояснила она, зависит от колебаний курсов валют, уровня пошлин, расходов на логистику, спроса и рыночной ситуации. «Покупатели по-прежнему рационально подходят к тратам и склонны искать лучшие ценовые предложения и промоакции при совершении дорогих покупок, таких как крупная бытовая техника, телевизоры или смартфоны, и отдают предпочтение кредитным предложениям», — отметила представитель сети.
Пессимистичные ожидания
Очевидно, что изменение цены на разные группы товаров зависит от
разных факторов. Аналитики считают, что ключевым для всех рынков остается вопрос укрепления рубля. Некоторые эксперты уверены, что многое зависит от индексации коммунальных услуг и стоимости топлива, а динамика этих показателей в России слабо зависит от мировых цен.
«У ретейлеров всех уровней негативные ожидания по данному вопросу, и они заранее поднимают закупочные цены», — говорит Александр Шустов. По его мнению, даже если цена нефти будет расти, это не сможет переломить ситуацию как минимум до начала следующего года. «Контракты на закупку товаров до конца года уже заключены, и в меньшую сторону цены в рознице могут измениться разве что в рамках распродаж или маркетинговых акций, — считает аналитик. — То есть возможное укрепление рубля скажется на ретейле в лучшем случае только в январе-феврале 2017 года, но, скорее всего, этого не случится».
По мнению Дмитрия Лукашова, от валютного курса в значительной степени зависит цена импортных товаров, тогда как отечественная продукция дорожает из-за инфляции. При этом, считает эксперт, определенное влияние на ценообразование могут оказать различные программы импортозамещения, в том числе и в сельском хозяйстве. «Они способны существенно ослабить негативное влияние курсовых колебаний», — уверен Дмитрий Лукашов. В то же время, отмечает он, в России применяется индексация коммунальных услуг и стоимости бензина без особой привязки к ценам на энергоносители, поэтому динамика мирового рынка слабо влияет на магазинные ценники.
В целом ситуацию в экономике, по словам Александра Шустова, можно охарактеризовать как ожидание ухудшений, что способствует росту цен на все группы товаров. «Ретейлеры понимают, что дефицит государственного бюджета приведет к росту налогов и введению новых налогов. Физлица пытаются перевести сбережения, если они есть, в валюту, но курс доллара многим субъективно кажется уже слишком высоким, и покупать валюту на таких уровнях многие опасаются», — комментирует ситуацию эксперт.
Среди факторов роста цен он, в частности, называет ожидаемое повышение акцизов, в результате чего в следующем году вырастут цены на крепкий алкоголь, вина и табачные изделия. Так, в 2017 году планируют повысить акциз на шампанское с 25 до 53 рублей за литр, на вина — с 9 до 18 рублей. Однако более серьезной инфляционной угрозой аналитик называет двойной рост тарифов системы «Платон» в 2017 году для большегрузов — до 3 рублей, а также акциз на дизтопливо — с 5,3 тысячи до 6,8 тысячи за тонну. Это, по его мнению, неизбежно приведет к росту стоимости транспортных услуг для розничной торговли и, как следствие, нивелирует позитивный эффект от возможного укрепления рубля.
Источник