2017-й обещает быть годом новых «электронных денег» и систем расчетов. По данным Forbes, около 10 компаний, в том числе – почтовых операторов и операторов мобильной связи, запускают собственные системы электронных платежей. Один из самых амбициозных проектов – «Стармани» от «Киевстар». Компания уже подписала договор с банком «Фамильный» и платежной системой FlashPay, участники которой имеют доступ к десяткам тысяч мерчантов по всей Украине.
«Киевстар» много лет намеревался внедрить собственный сервис «электронных денег». Мобильный кошелек еще осенью 2011 года презентовал в Кремниевой долине тогдашний директор по развитию продуктов компании Алексей Киреев. Сама возможность электронной оплаты ряда услуг была у абонентов уже тогда.
Эксперт рынка платежей Игорь Горин объясняет, что уже несколько лет как с лицевого счета абонента «Киевстар» можно было оплатить все что угодно. Юридически обоснование оплаты было реализовано через переуступку прав требования, а сам бизнес развивался скромно. «Средний остаток на счету украинского абонента составляет 30-40 гривен, и очевидно, что эти деньги не используются для оплаты коммунальных услуг, штрафов и т.д. Они могли идти только на мелкие платежи. А для контрактных абонентов эта возможность оплаты была отключена из-за высоких рисков», – рассказывает Горин.
По данным опрошенных Forbes аналитиков, на счету у абонента в месяц есть в среднем 40-50 гривен, остаток по счету – 5 гривен. Обычно абоненты, кроме услуг связи, покупают рингтоны и мобильные игры.
Если оператор сотовой связи списывает со счета абонента деньги на оплату своих же услуг, выступая продавцом, например, рингтонов, это не вызывает вопросов. Но как только он начинает со счета абонента осуществлять расчет с третьими лицами, это уже становится финансовой деятельностью, для которой государственные органы в Украине требуют лицензии.
«Киевстар» пошел по пути финансовой компании. Теперь пополнение счета будет не авансом мобильному оператору, а пополнением электронного кошелька «Стармани». Списание же будет происходить и в пользу «Киевстара», и в пользу других мерчантов.
«Дочерняя компания «Киевстар» – ООО «Стармани» – получила лицензию НБУ и разрешение на осуществление финансовых услуг. Данная лицензия дает возможность компании оказывать такие услуги, как переводы средств населения, платежи в пользу третьих лиц, деятельность по эксплуатации терминалов приема платежей и других», – рассказывает начальник департамента мобильных, финансовых услуг и казначейства компании «Киевстар» Тарас Горкун.
По его информации, «Стармани» проводит конкурс по выбору финансовых партнеров. В рамках этих процессов есть необходимость осуществить ряд тестовых испытаний по осуществлению транзакций. «С этой целью компанией был заключен договор с платежной системой Flash Play, которая принадлежит банку «Фамильный», – объясняет Горкун. «Стармани», согласно данным Национального банка Украины, стала 22-м участником платежной системы FlashPay.
Схема взаимодействия будет следующей. Абонент «Киевстар» дает поручение оператору проплатить некую услугу или товар. Далее, финансовая компания «Киевстара» – «Стармани» – переправляет поручение FlashPay, которая, в свою очередь, оплачивает заказанный сервис.
Глава проекта g-news Сергей Горбачевский объясняет, что FlashPay – это платежная система, у которой есть максимальное количество договоров с мерчантами по всей стране, и подписание «Стармани» договора с таким партнером означает, что электронные деньги от «Киевстар» вот-вот должны стартовать.
Основатель FlashPay Михаил Комиссарук рассказал Forbes, что участники платежной системы имеют договоры с 10 тысячами мерчантов по всей Украине. По его словам, спрос на те или иные услуги будет зависеть от тарифной политики «Стармани» и психологии абонента. Если тарифы будут приемлемыми или ниже рыночных, то абоненты будут оплачивать таким образом все доступные сервисы, включая коммунальные платежи – потому что им будет выгодно использовать именно «Стармани». «Если же тарифы будут высокими, то в основном платежи будут идти за игры или рингтоны – сервисы и товары, которые нужны человеку здесь и сейчас, и с оплатой которых потребитель не может подождать до завтра», – прогнозирует Михаил Комиссарук.
И «Киевстар», и FlashPay будут получать доход от комиссий. «Модель заработка в платежном бизнесе простая и универсальная – если получатель платежа (поставщик услуги) платит достаточную комиссию за прием платежа в его пользу, для плательщика этот платеж может быть бесплатным. Если нет, взимается комиссия с плательщика. Инфраструктура платежной системы и доступ к пулу договоров с поставщиками услуг обходится участнику до 10% общего комиссионного дохода от транзакции», – рассказывает председатель правления банка «Фамильный» Ольга Долженко.
Конкуренция среди своих
Отметим, что расчетно-кассовое обслуживание сегодня является одной из важных статей доходов банков. У компании «Киевстар» есть «родственник» – Альфа-Банк (Украина), который контролируется теми же акционерами, что и оператор. Вместе они могли бы создать продукт, который в масштабах Украины мог бы составить реальную конкуренцию ПриватБанку – крупнейшему и самому успешному игроку рынка расчетов в стране. Но вместо того чтобы совместно конкурировать с «Приватом», компании Михаила Фридмана и Германа Хана предпочитают конкуренцию внутри группы.
У Альфа-Банка (Украина) уже есть проект мобильных платежей, созданный совместно с MasterCard и «Киевстар». «Альфа-Банк был первым банком в Украине, который три года назад запустил пилотный проект совместно с MasterCard и компанией Kyivstar по NFC-платежам. Сейчас среди пользователей «мобильного кошелька» популярны те же виды оплат, что и при любом другом виде бесконтактных платежей: транзакции в магазинах, кафе и ресторанах», – указывают в Альфа-Банке (Украина). В рамках этого же проекта есть такие бесконтактные способы оплаты, как Alfa Watch или бесконтактные карты.
Однако Тарас Горкун из «Киевстар» на вопрос Forbes, как реализовывается проект с Альфа-Банком по NFC-платежам и каков объем платежей по этой технологии, ответил: «Мы не вовлечены в данный проект. В настоящее время для нас более интересно сфокусироваться на развитии компании «Стармани».
Хотя ни в Альфа-Банке, ни в «Киевстаре» не считают друг друга конкурентами в платежах, де-факто клиент, он же – абонент, покупая, например, мелодию в интернете, будет совершать только один платеж – и комиссию за него получит или Альфа-Банк, или «Киевстар».
Цитата:
«Внутри группы бизнесов Фридмана – Хана нет жесткой координации, которая бы заставила их сделать совместный продукт. Запуск мобильных денег «Киевстар» – это пример, как в корпоративном мире сформировалась легенда о том, что некая технология очень выгодна», – считает эксперт рынка телекоммуникаций Роман Химич.
|
Запуск продукта «Стармани» запланирован на 2017 год. Согласно квартальному отчету Vimpelcom, акционера компании «Киевстар», по итогам третьего квартала 2016 года услугами этого оператора пользовались 26 млн абонентов. И не только они в новом году получат доступ к новым платежным технологиям.
Мобильные легенды
«Следующий год станет взрывным по запуску мобильных кошельков. Только наша компания реализует более 10 проектов в Украине», – рассказывает основатель компании «Мобильный кошелек» Юрий Чайка. Источники Forbes на рынке рассказывают, что свой кошелек запускает и «Vodafone Украина», и крупные почтовые операторы. И вопреки официальным комментариям экспертов, говорящих о том, что они друг другу не конкуренты, все на рынке платежей так или иначе будут конкурировать с крупнейшим ПриватБанком, который занимает около половины всего рынка платежей в стране.
Цитата:
Заместитель председателя правления ПриватБанка Александр Витязь заверил Forbes, что «рынок открыт для всех, и мы всегда рады новым игрокам». «Однако сотовые операторы уже «наконкурировали» со скайпом и прочими мессенджерами. Возможно, у «опсосов» больше компетенции на финансовых рынках, чем в коммуникации?» – иронизирует Витязь.
|
Прежде всего, для успешной реализации любой из 10 выводимых на рынок моделей «электронных денег» необходимо, чтобы на кошельки пользователей каким-то образом поступали деньги. Так, как они сегодня поступают на банковские счета: через зачисление зарплаты или p2p-переводы.
Иначе абоненты так и будут платить с мобильного кошелька за недорогие сервисы, как то онлайн-игры. А денег на более серьезные покупки, допустим, оплату ЖКХ, на их мобильных счетах как нет, так и не будет. Кредитование же абонентов за счет оператора под покупку услуг третьих лиц – слишком рискованная схема. Другое дело, если миллионы пользователей получают на этот мобильный счет (или «мобилизированный» счет в банке) зарплату, стипендии, пенсии, p2p переводы. И уже с этого пополняемого регулярно и без лишних временных затрат счета логично оплачивает товары и услуги.
Отметим, что в мире известно всего несколько примеров блистательного запуска мобильных денег. Самая успешная – M-Pesa Safaricom (оператор Vodafone): это p2р-переводы, работающие в Танзании и Кении. Именно постоянное пополнение мобильных счетов пользователей другими пользователями делает систему жизнеспособной.
Источник