В 2016 году компании-производители смартфонов Oppo и Vivo на двоих поставили 147 млн устройств в Китае, обогнав своих главных конкурентов — Huawei, Apple и Xiaomi. Объединяет эти две компании один руководитель — китайский предприниматель Дуань Юнпин. Издание Bloomberg поговорило с предпринимателем, изучило его карьеру, а также выяснило причины успеха Oppo и Vivo. Редакция AIN.UA выбрала главное из материала и приводит его адаптированный перевод.
Дуань Юнпин уверен, что Тим Кук не знал о нем, когда они встретились в первый раз. Но сейчас глава Apple точно знает о предпринимателе.
Дуань — непубличный миллиардер, который основал Oppo и Vivo, два бренда-близнеца, выпускающих смартфоны. Когда-то их называли дешевыми подделками iPhone, но сейчас они поднялись в рейтинге и вытеснили Apple с первых трех позиций в 2016 году: в то же время количество поставок iPhone в Китай упало.
Oppo и Vivo добились успеха, потому что американскому гиганту не удалось приспособиться к местной конкуренции, рассказывает Дуань изданию Bloomberg в своем первом интервью за 10 лет. У Oppo и Vivo была стратегия, которую Apple не хотела использовать: например, предлагать смартфоны с широким функционалом за небольшую цену. Американская компания боялась подвергнуть риску свою выигрышную формулу на других рынках, говорит Дуань.
Цитата:
«Apple не смогла опередить нас в Китае, потому что даже у них есть недостатки, —
|
говорит предприниматель.
Цитата:
— Иногда они слишком упрямы. Они сделали много крутых вещей, например операционную систему, но мы превосходим их по другим показателям».
|
Это не значит, что Дуань не принимает во внимание глобальное лидерство Apple. Наоборот — он восхищается своим конкурентом: предприниматель на протяжении долгого времени является инвестором Apple и поклонником Тима Кука.
Цитата:
«Мы встречались несколько раз. Возможно, он не знает обо мне, но мы немного переписывались. Я восхищаюсь им», —
|
говорит Дуань.
Дуань часто писал у себя в блоге о продуктах Apple в 2013 году, когда стоимость компании была в два раза меньше чем сейчас. В 2015 году он написал, что доход американского гиганта достигнет $100 млрд в течение пяти лет. Сегодня Дуань не скажет, когда инвестировал в Apple, но признается, что большая часть его состояния связана с производителем iPhone. Он даже живет в Пало-Алто, куда легко добираться из новой штаб-квартиры компании в Купертино.
Цитата:
«Apple — экстраординарная компания. Мы берем пример с них. Мы не пытаемся превосходить кого-то, вместо этого мы улучшаем себя».
|
Начало карьеры
Дуань родился в провинции Цзянси. До того как сделать свое имя на производстве электроники он работал на электроламповом заводе. Затем в начале 1990-х Дуань переехал в провинцию Гуандун, где взял под управление местный завод электроники. Его первым устройством стала игровая приставка Subor.
Консоль быстро стала хитом благодаря отсутствию конкурентов. Дуань даже привлек актера Джеки Чана к рекламе своего продукта. В 2005 году доход с приставки Subor превышал миллиард юаней ($144 млн по текущему курсу — прим. ред.).
Затем Дуань основал новую компанию BBK, которая занялась производством VCD и mp3-плееров, а потом и DVD-плееров. Дочерняя компания Bubugao Communication Equipment стала одним из главных производителей телефонов в Китае в начале 2000-х, конкурируя с Nokia и Motorola.
К 2001 году в возрасте 40 лет Дуань решил переехать в Калифорнию, чтобы заняться инвестициями и филантропией. Но волна популярности смартфонов заставила предпринимателя опять вернуться в дело. Во второй половине 2000-х BBK был на краю гибели из-за спада продаж ее основных устройств.
Компании Huawei и Coolpad делали смартфоны по цене в 1000 юаней (около $144 по текущему курсу — прим. ред.). Это почти привело BBK к банкротству, говорит Дуань.
Цитата:
«У нас был серьезный разговор о том, как мирно закрыть предприятие — чтобы сотрудники смогли уйти без вреда для себя, а поставщики не потеряли деньги», —
|
рассказывает предприниматель.
Эти обсуждения привели к созданию двух новых компаний, которые впоследствии стали успешными для Дуаня. В 2005 году предприниматель со своим протеже Тони Ченом основали компанию Oppo, которая поначалу производила музыкальные плееры, а в 2011 году переориентировалась на выпуск смартфонов. В 2009 году BBK создала дочернюю компанию Vivo, которую возглавил еще один последователь Дуаня Шен Вей.
Цитата:
«Создавать смартфоны — не мое призвание. Но я рассчитывал, что мы добьемся успеха на этом рынке», —
|
говорит Дуань.
Поначалу ни одна из компаний не пользовалась популярностью. Новый iPhone привлекал людей своей революционной системой приложений и элегантным интерфейсом, в то время как BlackBerry властвовала на корпоративном рынке. Но Oppo и Vivo разработали маркетинговую кампанию, которая основывалась на привлечении звезд и обширной сети реселлеров в Китае.
Они создали образ, который обращался к толпе миллениалов, а потом оснастили свои устройства самыми актуальными технологиями. По факту Oppo и Vivo сейчас превосходят iPhone в таких показателях как скорость зарядки и время работы батареи.
Несмотря на то что Дуань управляет обоими компаниями, сестринские бренды находятся в состоянии постоянной конкуренции, быстро разворачивая маркетинговые кампании на рынках от Индии до Юго-Восточной Азии. Их умение продавать приносит успех, считает исследователь фирмы IDC Киранджиит Каур.
Цитата:
«Компании знают, как получить максимум от своих людей. Многие сотрудники молоды и работают в Vivo и Oppo с момента выпуска из университета», —
|
утверждает Николь Пенг, старший директор аналитической компании Canalys.
Стратегия сработала. По оценкам IDC, в 2016 году компании на двоих поставили 147 млн смартфонов в Китае. Для сравнения, Huawei поставила 76,6 млн единиц, Apple — 44,9 млн, а Xiaomi — 41,5 млн. В четвертом финансовом квартале 2016 года на китайском рынке Oppo и Vivo по этому показателю заняли первое и третье место соответственно. Их стратегия удачно сработала в маленьких городах, где смартфоны среднего класса получили особенную популярность, говорит аналитик IDC Тау Сяохан.
Смартфоны компаний также завоевывают рынки за пределами Китая. В четвертом квартале по поставкам Oppo и Vivo заняли четвертое и пятое место в мире соответственно. Четвертая часть поставок Oppo была совершена в Индию, где компания надеется занять значительную долю рынка, перед тем как свои позиции укрепит Apple.
Цитата:
«Смартфоны — беспрецедентная возможность. Мы полагаем, что через 10 и даже 20 лет ничто их не заменит. Но мы не знаем точно», —
|
говорит Дуань.
18 марта Тим Кук заявил, что у Apple нет четкой цели по доле рынка Китая: «В Китае более серьезная конкуренция — не только в этой отрасли, но и во всех остальных. Я считаю, что это заслуга большого количества местных компаний, которые тратят силы на создание хороших продуктов».
Уход на отдых
Дуань все заметнее отходит от дел в своих компаниях, но до сих пор остается одним из главных акционеров. По словам предпринимателя, он предпочитает оставаться в тени и наслаждаться жизнью в Калифорнии с женой и детьми. Дуань посещает собрания совета директоров, но признается, что большинство новостей о Vivo и Oppo узнает из интернета.
Его конкуренты в свою очередь ведут себя более открыто. В октябре 2016 года сооснователь Xiaomi Лэй Цзюнь раскритиковал конкурентов за то, что те строят розничные точки в сельской местности, надеясь на быструю выгоду. Лэй обвинил игроков рынка в использовании «несбалансированной информации», чтобы отговорить покупателей от покупки продукции Xiaomi.
Цитата:
«Те, кто говорит так — безумцы, —
|
утверждает Дуань, не называя имен.
Цитата:
— Когда кто-то говорит о несбалансированной информации, то считает, что покупатели идиоты».
|
Сейчас самая большая страсть предпринимателя — инвестиции. Именно поэтому он согласился заплатить в 2006 году на тот момент рекордные $620 100 за ужин с Уорреном Баффетом. Дуань также имеет долю в компании Kweichow Moutai Co, которая производит ликер премиум-класса. По его словам, он приобрел долю в 2012 году по 180 юаней за акцию. Сейчас стоимость одной акции составляет 340 юаней.
Оборачиваясь назад, Дуань признает, что события, за которые он горд больше всего, произошли в BBK. Несмотря на то что предприниматель хочет быть отстраненным от ее управления, он говорит, что беспокоится о последователях, а также о том, сможет ли культура компании создать следующих лидеров поколения. По словам Дуаня, руководство рассматривало выход на IPO, но это решение не должно быть принято в срочном порядке.
И пока у Vivo и Oppo дела идут хорошо, нет никакой определенности в будущем. Обе компании стремительно развиваются во всех направлениях — от характеристик смартфонов до маркетинговых кампаниях. Примечательно, что Oppo анонсировала свою новую технологию для камеры на Mobile World Congress в Барселоне, что сигнализирует о зрелости компании.
Одно известно точно — Дуань не вернется к активному управлению.
Цитата:
«Я решил это для себя еще давно — я никогда не вернусь обратно. Если есть проблема, которое не может решить нынешнее руководство, значит ее не решу и я».
|