Технология блокчейн находит все новые и новые сферы для применения, вытесняя бюрократию и зависимость общества от решений институтов власти. Перед ним рискует не устоять даже такая область, как гражданская авиация, в которой масса непрозрачной бумажной работы, связанной с безопасностью, держала власть на протяжении десятилетий.
Проект Aeron претендует стать первопроходцем в деле обеспечения надежности перелетов, основанной на технологии, которая, казалось бы, ограничена лишь транзакционными задачами. Своим примером создатели проекта доказывают широкой публике, что возможности для применения блокчейна поистине широки.
Почему авиация?
Гражданская авиация — один из наиболее востребованных элементов технологически развитого общества. Авиационные транспортные средства совершенствуются с сумасшедшей скоростью, и если вчера мы еще удивлялись сложности систем управления пассажирских самолетов, то завтра нас не удивят и крылатые такси. Однако техническое совершенство воздушных судов не всегда идет рука об руку с системами их безопасности. Как и 50 лет назад, авиаперелеты сопровождаются рисками.
Согласно статистике, приведенной проектом Aeron, более 50% всех авиационных происшествий связаны с человеческим фактором, как правило — неспособностью пилотов вовремя среагировать и принять адекватное решение. Все остальные риски, такие как техническая неисправность, погодные условия и даже террористические атаки, составляют значительно меньшую долю, и сокращаются с каждым годом.
Службы безопасности аэропортов и тщательные проверки багажа уменьшают шансы для атак, развитие авиатехнологий делают самолеты устойчивей, снижают влияние погоды и производят все более независимые системы автономного управления. Однако ничто из вышеперечисленного не может сработать на 100% без квалифицированного экипажа. Именно эту проблему планирует решить проект Aeron.
Проблемы безопасности и доверия
Гражданская авиация — крайне закрытый и бюрократизированный институт, общественный контроль которого практически невозможен. Есть компетентные государственные службы, есть ответственные лица авиакомпаний, есть летные школы и пилоты, которые отмечают свой стаж в специальной закрытой документации. Система построена на иерархии, контроле и сдерживании, но не способна гарантировать работу на совесть, как не способны на это в целом ни государства, ни частные корпорации. Человеческий фактор есть и будет проблемой номер один технологически продвинутого мира.
Уже сегодня технология смарт-контрактов способна избавить нас от злоупотреблений в сфере трудовых и партнерский отношений, потому что верховным судьей становится не такой же человек, а программный код, который действует согласно заложенному алгоритму. Если есть выполненная работа, то есть и перевод денежных средств, все просто. Команда энтузиастов Aeron решила, что этот же принцип применим и к системе безопасности авиаперелетов. Технология блокчейн способна совершить прорыв в деле доверия к пилотам, летным школам и авиакомпаниям, да и в принципе может изрядно перетряхнуть застоявшийся рынок авиауслуг. Для этого эксперимента, у которого нет проигрыша, нужно лишь общественное участие.
Как это работает
Aeron предполагает, что с развитием проекта пассажиры смогут влиять на подбор экипажа, который будет обслуживать их во время авиаперелета (на первом этапе проекта, в малой авиации, а сегодня в мире почти 90% всех летательных аппаратов летает именно в малой авиации, а сама она везде рассматривается как одна из перспективнейших авиационных отраслей). Летные школы будут следить за успехами своих выпускников, благодаря чему их программа усовершенствуется, а квалификация учеников будет соответствовать живой практике.
Всего этого можно достигнуть не путем «рыночных механизмов», упирающихся в халатность и погоню за прибылью, и не путем административных мер, которые избавят от безответственности, но добавят коррупции. Проект предлагает построенную на технологии блокчейна Ethereum трехстороннюю систему отношений: пилот-компания-пассажир. Доступная для смартфона программа предлагает для заполнения форму, в которой все стороны подтверждают или опровергают данные относительно факта и качества полета. Таким образом на смену закрытой бумажной документации, подсчитывающей часы налёта пилотов и суммирующей их компетентность, приходит открытая и общедоступная электронная база данных. Рейтинг пилотов будет невозможно подделать, поскольку он будет составляться треугольником заинтересованных сторон, следящих за действиями друг друга.
Сговор в такой системе становится невозможен. Взлом и подделка данных также исключены благодаря технологии блокчейн, на которой основан проект. Квалифицированные пилоты будут вознаграждены доверием и повышением оплаты за свою работу, а пассажиры будут спокойны за свою безопасность и довольны тем, что доверяют свою жизнь и здоровье настоящим профессионалам. Через мобильное приложение или портал aerotrips.com каждый участник проекта, будь то пассажир, пилот или уполномоченный авиакомпании, сможет в любой момент отследить и проверить всю нужную ему информацию о пилотах, авиакомпаниях и операторах, о техническом состоянии самолетов и тому подобное.
Авиакомпании и летные школы же не смогут скрыть коррупцию в своих рядах и будут вынуждены работать без злоупотреблений. В перспективе молодые компании, готовые к сотрудничеству в системе Aeron, получат большую поддержку со стороны клиентов, чем компании, не желающие менять привычный уклад вещей. Таким образом постепенно с рынка доверие «традициям» будет вытеснено аргументом о квалификации экипажа.
Перспективы
Среди членов команды проекта указаны лицензированные пилоты, финансисты, программисты, маркетологи и энтузиасты авиационной отрасли. В ближайших планах проекта — запуск полной версии портала aerotrips.com, бета-версия которого была доступна пользователям в октябре. Полный запуск системы вместе с приложением для мобильного телефона будет возможен уже летом 2018 года. Уже сейчас Aeron имеет готовые соглашения с рядом лётных школ по всему миру и заключает партнёрские соглашения с компетентными правительственными организациями.
Для обслуживания проекта команда Aeron подготовила 100 млн токенов (ARN), 60% которых будет распродано. Предварительное ICO проекта прошло успешно — в результате удалось собрать более $1 000 000.
Приобрести токены можно за биткоин или Ethereum до 30 октября этого года. Цена каждого токена ARN на данный момент составляет $0,5. Для покупателей предлагаются дополнительные токены в виде бонуса, в зависимости от времени и объема покупки.
Покупка токенов Aeron анонсируется представителями проекта как перспективная инвестиция, поскольку позднее токены станут не только показателем действенности и популярности системы, но и расчетным средством для покупки услуг на авиарынке.
Источник