Они могут многое рассказать о том, где люди проводят время и тратят деньги.
Когда гендиректор Tesla Илон Маск заявил в этом году, что его компания будет работать круглосуточно ради увеличения производства электромобилей Model 3, специалисты Thasos Group решили это проверить. Эта компания стала следить за сигналами о геолокации смартфонов, находящихся на территории завода Tesla в Калифорнии, и обнаружила, что с июня по октябрь их число по ночам выросло на 30%. Thasos поделилась этими данными со своими клиентами — хедж-фондами. Поэтому они не удивились, когда Tesla в октябре неожиданно отчиталась о прибыли и удвоении производства Model 3 в последнем квартале. На следующий день акции Tesla подорожали на 9,1%.
Thasos находится в авангарде компаний, которые помогают трейдерам предугадать изменение котировок акций с помощью анализа так называемых альтернативных данных. Такие компании могут изучать, например, затраты по кредитным картам или выдачу разрешений на строительство. Thasos специализируется на анализе огромных баз данных о местонахождении смартфонов, которые собирают различные мобильные приложения.
«Смартфоны генерируют такие данные постоянно, — говорит основатель и гендиректор Thasos Грег Скибиски. — Они - как маячки, которые каждый человек носит с собой».
Thasos получает данные от примерно 1000 приложений, многим из которых нужен доступ к данным о местонахождении смартфона для эффективной работы. Это могут быть навигаторы или приложения, показывающие прогноз погоды или ближайшие банкоматы. Пользователи смартфонов, осознанно или нет, делятся данными о своем местоположении, когда пользуются этими приложениями. Правда, перед тем как Thasos получает эти данные, их поставщики удаляют информацию, по которой можно определить личность пользователей, отмечает Скибиски. Но данные о координатах более чем 100 млн смартфонов позволяют Thasos составить детальную картину о потоках людей и, соответственно, их денег.
Алекс Пентланд из Массачусетского технологического института (MIT), помогавший основать Thasos, сравнивает эти данные с кровообращением: «За перемещением людей можно следить, как за циркуляцией крови».
Некоторые спорят о полезности альтернативных данных для инвесторов. Критики утверждают, что данные могут быть интерпретированы неверно или содержать ошибки и что большинство данных бесполезны для прогнозирования котировок акций. Но Thasos утверждает, что может посчитать количество человек, отказавшихся от покупок в своих привычных магазинах после открытия новых супермаркетов, или оценить активность бурильщиков на нефтяных месторождениях. Кроме того, алгоритмы Thasos определяют, где каждый из владельцев смартфонов проводит ночь и делает покупки, чтобы оценить его доход.
Thasos не раскрывает имена своих клиентов, но Скибиски говорит, что его компания продает информацию десяткам хедж-фондов. Некоторые из них платят за нее более $1 млн.
В ноябре Thasos начнет предоставлять свои данные через терминалы Bloomberg. Общие данные о числе посетителей магазинов будут общедоступными, но более детальную ежедневную информацию о магазинах 30 крупнейших инвесторов в коммерческую недвижимость необходимо будет покупать отдельно.
По словам Скибиски, идея анализировать данные о геолокации смартфонов пришла к нему в голову еще много лет назад на пляже в Барселоне. Он понял, что ему нужно встретиться с профессором Пентландом, специалистом по геолокации в MIT. Для этого он решил выступить на технологической конференции в Барселоне, на которой присутствовал протеже Пентланда. План сработал, и протеже пригласил его в США, где Скибиски и Пентланд основали стартап Sense Networks в 2003 г. В то время данные о местонахождении мобильных телефонов контролировали сотовые операторы, которые наняли Sense оценивать платежеспособность абонентов с предоплатной системой расчетов. Sense привлек $6 млн от венчурных инвесторов в 2009 г., но те сразу же уволили Скибиски.
Скибиски потерял свой стартап, но Sense впоследствии был продан рекламной фирме YP, поэтому ниша экономического анализа данных о геолокации смартфонов снова освободилась. Скибиски и Пентланд основали Thasos в 2012 г., когда данные о местонахождении смартфонов стали более точными, так как поступали напрямую с устройств, а не с сотовых вышек.
«Мы знали, что нашими клиентами будут хедж-фонды», — отмечает Скибиски. Поэтому он специально уделил внимание тому, чтобы им не грозили юридические риски, проследив за тем, чтобы данные не позволяли определить личность владельцев смартфонов.
Thasos надеется, что анализ данных о геолокации смартфонов также будет интересен участникам валютного рынка. Кроме того, компания хочет предоставлять информацию для таких целей, как городское планирование и ликвидация последствий катастроф. Когда в сентябре ураган «Флоренс» приближался к побережью Каролины, Thasos обнаружил, что свои дома покинули 65% жителей районов, где живут хорошо обеспеченные люди, и только 39% жителей бедных районов. Такая информация могла бы не только помочь властям, но и быть коммерчески ценной для страховщиков, считает Пентланд.
источник