Российский рынок социальной коммерции, включающий в себя продажу товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других P2P-платформах, в 2018 г. оценивается в 591 млрд руб. и 394 млн сделок.
В социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов – компаний (B2C) и частных лиц (C2C). К таким выводам пришли аналитики "Яндекс.Кассы" и Data Insight, опросив компании и пользователей, которые ведут бизнес через социальные каналы.
33% от объема продаж в социальной коммерции приходится на сервисы объявлений (например, Avito, Auto.ru, "Юла"), 26% — на социальные сети, 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов). Большая часть сделок проходит в социальных сетях, но средний чек в них меньше, чем на сервисах объявлений.
Самая популярная категория продаж в социальных каналах — одежда и обувь. Объем продаж таких товаров составляет более 100 млрд руб. в год. На втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости. Средний чек покупки на социальных платформах — 1500 руб. При этом за 73% заказов через такие каналы люди платят в среднем по 3 тыс. руб. или меньше. Самый большой средний чек — в категории "Аренда недвижимости" (6500 руб.), на втором месте — "Электроника и бытовая техника" (3600 руб.), на третьем — "Животные и растения" (3 тыс. руб.). В самой популярной категории "Одежда и обувь" россияне платят в среднем по 1950 руб.
B2C-продажи: 40% онлайн-выручки – из соцканалов.
76% торговых компаний, которые работают в онлайне, используют для продаж социальные каналы. Соцсети предпочитают 94% продавцов, мессенджеры — 29%. В среднем на социальные каналы приходится около 40% выручки от онлайн-продаж присутствующих там компаний (на собственные сайт и приложение — 53,4%).
Социальные сети — основной канал продаж у B2C-продавцов. Самая популярная у компаний социальная сеть — "ВКонтакте". Здесь свои услуги и товары предлагают 15% опрошенных. На втором месте — Instagram (5,9%), на третьем — "Одноклассники" (3,8%). Для 80% компаний основной метод продаж в социальных сетях — через собственную страницу. 57% респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9% — встроенные платежи.
Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74% из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89% компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41%) и для рассылки предложений по клиентской базе (39%). 33% организаций, использующих социальные каналы, работают через чат-ботов.
В целом социальные каналы продаж эффективны для ведения бизнеса. За последние 12 месяцев доля продаж в таких каналах выросла у 55% опрошенных. Каждый пятый респондент, до сих пор не уделявший внимания социальным платформам, собирается начать работать через них в ближайшие 12 месяцев.
C2C-продажи: сайты объявлений популярнее соцсетей. Около 22 млн интернет-пользователей (примерно каждый третий) что-то продает через социальные каналы. Для 12% таких продавцов доход от социальной коммерции — существенный. 56% интернет-пользователей, торгующих через социальные каналы, предлагают в них товары, бывшие в употреблении, 22% — разные услуги, 14% — новые товары.
Социальные платформы — единственный канал торговли для 55% интернет-пользователей. Частные лица предпочитают продавать на специализированных сайтах объявлений (71%), реже — через соцсети (37%). Больше всего частных продавцов на Avito (65% от всех пользователей, вовлеченных в социальную коммерцию), на "Юле" (39%), во "ВКонтакте" (33%) и Instagram (9%). Чаще всего в соцсетях пользователи предлагают товары и услуги через тематические группы (51% опрошенных), личные страницы (47%), собственные группы (29%), рекламу (17%), публикации у блогеров (10%).
Привлекательность социальных платформ как канала продаж будет расти. Так, 28% пользователей хотят освоить платформы, с которыми еще не работали, 27% — планируют увеличить продажи, 23% — расширить ассортимент. У частных продавцов и компаний прием оплаты устроен по-разному. Компаниям доступны готовые платежные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов. Из C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67% респондентов: 45% из них — на карту, 15% — на электронный кошелек, 13% — на банковский счет, 9% — на телефон. Оплату наличными принимают 63% опрошенных.
У компаний, торгующих через социальные платформы, ситуация иная: наличные принимают лишь 36% из них (оплата курьеру или при самовывозе). Для расчета в социальных каналах 50% компаний принимают платежи с банковских карт, 40% — через интернет-банкинг, 38% — из электронных кошельков. Каждая третья компания (31%) осознанно заканчивает сделку не на социальной платформе, а на своем сайте, где обычно выбор платежных опций шире. Тем не менее 5% компаний планируют начать принимать онлайн-оплату непосредственно в социальных каналах.
Подробнее:
https://www.vestifinance.ru/articles/110704