Сигареты собираются продавать только в одной сети. Инсайд из Госдумы
Теперь понятно, почему «Красное&Белое» объединяется с конкурентами
В России может появиться специализированная сеть по продаже сигарет. При этом в других местах — супермаркетах и уличных павильонах — табачная продукция, скорее всего, исчезнет. Информацию об обсуждении этих изменений «URA.RU» подтвердили источники в Госдуме и в торговых сетях.
Депутат ГД Олег Нилов, предлагавший несколько лет назад вести госмонополию на табак, сообщил, что «такое обсуждение активно ведется». «Табачные изделия, как и алкоголь, должны продаваться в специализированных магазинах. Это позволит сократить потребление табака, а также обеспечить контроль качества», — пояснил он «URA.RU».
Другой собеседник «URA.RU» в парламенте, пожелавший сохранить инкогнито, рассказал, что такой законопроект уже создается: «Идея давняя, но сейчас она входит в практическую плоскость. Тем более ничего с нуля создавать не надо — в стране совсем недавно создана огромная профильная сеть, охватывающая подавляющее число регионов». По его словам, речь идет о произошедшем слиянии трех сетей — это «Красное и Белое», «Дикси» и «Бристоль», в общей сложности в нее войдут 13 тысяч магазинов. Собеседник указал на то, что изначально «Красное и Белое» и «Бристоль» «заточены под продажу спиртного и сигарет и формат не придется радикально менять».
Эксперт табачной отрасли Вадим Желнин не исключил, что обсуждаемый сценарий может быть реализован. Он напомнил, что табачный дистрибьютор «Мегаполис» и торговая сеть «Дикси» принадлежат одному и тому же владельцу — Игорю Кесаеву.
Речь идет о неоднозначной инициативе, пояснила «URA.RU» член экспертного совета при правительстве, председатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. «С одной стороны, чем меньше точек продаж [табака], тем лучше. Но с другой — есть риск появления частной монополии, которая будет иметь гораздо больше ресурсов для блокирования антитабачных мер», — сказала Халтурина.
Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин считает такой подход нерациональным и губительным для небольших торговых точек. «Торговлю сигаретами, наоборот, надо отдавать малому бизнесу, тем более есть успешная мировая практика. Например, в Милане сигареты продают в киосках вместе с проездными билетами. Маленькие компании получают возможность существовать за счет табака», — пояснил он «URA.RU». Крупные торговые сети, по его словам, могут успешно прожить и без продажи табачных изделий.
Однако старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков в разговоре с «URA.RU» предположил, что идея, с большой долей вероятности, будет заблокирована: «Против нее единым фронтом выступят и малый бизнес, и потребители — всем это очень неудобно».
Согласно имеющимся прогнозам, табачный рынок в России в ближайшие годы будет сокращаться. Несмотря на это, его объемы впечатляют — по оценкам Euromonitor International к 2022 году выручка составит 1,39 трлн рублей.
Редакция «URA.RU» направила запросы с просьбой оценить обсуждаемую инициативу в ГК «Мегаполис», «Красное и Белое», «Бристоль», однако на момент публикации ответа не получила.
источник