Острота текущего момента для персональной робототехники состоит в том, что все сошлось одно к одному: поддерживающие технологии, доступные компоненты, отработанные типовые технические решения. Все готово, чтобы роботы стали товаром массового спроса в перспективе ближайших 5–7 лет.
Человечество не на шутку увлеклось роботами с легкой руки фантастов, и пик интереса пришелся на 1950–1960-е годы. Тогда возникла уверенность, что весьма скоро почти во всех сферах повседневной жизни у людей появятся автоматизированные помощники, и подкреплялась эта уверенность достижениями в электронике. Но не случилось: себестоимость роботов с учетом всех компонентов (сенсоров, процессоров и проч.) при том уровне развития технологий и производства оказалась слишком велика. И робототехника сосредоточилась на промышленном направлении: инвестиции пошли в замкнутую сферу, технические достижения в которой ничего принципиально не меняли в жизни конечного потребителя, к немалому разочарованию последнего.
И вот теперь мы стоим на пороге массового проникновения роботов в нашу жизнь. Первый звоночек прозвучал в 1990-е, когда роботостроение стало занятием, вполне доступным для любителей-энтузиастов и студенческих команд, потому что технологии и компоненты значительно подешевели. Отдал дань этому увлечению и я сам — во время учебы на факультете робототехники и комплексной автоматизации МГТУ им. Баумана. Конечно, тогдашние наши поделки трудно назвать настоящими роботами, но платформы на колесиках, управляемые с помощью компьютера, по тем временам впечатляли.
Вторым звонком стало то, что в 2000-х в робототехнику потянулись стартапы. Раньше было невозможно вообразить, что разрабатывать и производить роботов под силу кому-то еще, кроме огромных корпораций вроде Honda. И вдруг все переменилось. При этом очевидно, что скорость изменений будет только нарастать, ведь именно стартапы — основной генератор идей. Тут можно провести аналогию с развитием Интернета: конечно, корпорации-«монстры» тоже приложили здесь руку к технической революции, но все же основной ее движущей силой было огромное множество небольших стартапов. И похожая ситуация сейчас начинает складываться в робототехнике.
Третьего звонка ждать недолго. Массовый рынок возникает по известному алгоритму, также знакомому нам из истории Интернета. Сначала новым продуктом увлекаются энтузиасты, затем — продвинутые пользователи… Наконец, рынок начинает «взрываться». Применительно к робототехнике можно сказать, что мы уже находимся на этапе перехода от продвинутых пользователей к массовому рынку.
Прорыв в робототехнике в достаточной степени подготовлен достижениями в смежных технологических областях. В последние годы компьютеры становились все меньше, все мобильней и обзаводились все более мощными процессорами. Нынешнее же бурное развитие рынка смартфонов привело к стремительному удешевлению ряда важнейших компонентов — аккумуляторов, сенсоров, камер и т. д. А значит, дешевым «железом» роботостроители точно обеспечены.
Для робототехники всегда был критичен этап прототипирования, когда приходится по много раз делать и переделывать уникальные образцы, чтобы тестировать их. Раньше у разработчиков это отнимало безумно много времени и денег. Но вот появились 3D-принтеры — и детали можно просто «распечатывать» с цифровой модели. Бурный рост на рынке 3D-печати и растущая конкуренция сделают создание прототипов роботов все менее затратным.
В последние годы я пристально следил за технологиями, имеющими отношение к робототехнике, и могу сказать, что фундаментальная наука ушла уже достаточно далеко, чтобы задачи по коммерциализации требовали серьезных инвестиций. Сегодня у робототехники недостаток не столько в исследованиях (тут сделано немало прорывов), сколько в реальном применении уже имеющихся технологий, в создании прикладных решений, приближенных к конечному пользователю.
Именно в зоне бизнес-идей заключена сейчас основа для рывка в развитии робототехники. Опять напрашивается аналогия с Интернетом. Технологии передачи данных довольно длительное время оставались «вещью в себе» — до тех пор пока гипертекст не обрел черты веб-страниц, то есть понятного для пользователя «продукта».
О настоящем скачке в развитии любого рынка можно говорить только после того, как происходит конвертация сложных и непонятных научных методик в конкретные продукты. Например, технология, которая используется в одном из первых массовых роботов Roomba1, была известна еще за пять лет до его появления. Все было готово! Оставалось только придумать Roomba…
Недавно меня впечатлил робот, который специализируется на массаже. Очень интересный и простой продукт: представьте, робот всего лишь должен проанализировать тело, его размер и пропорции, после чего — определенным образом двигаться, совершая стандартный набор операций. Технологически в этом нет ничего сложного. Но насколько классная идея!
Ниши, которые в будущем образуют большие рынки, просматриваются уже сейчас. Во-первых, это механизмы, способные заменить человека в деятельности, которая так или иначе опасна для жизни или здоровья. Например, уже получили широкое распространение роботы, инспектирующие трубопроводы изнутри (представьте, с каким риском для жизни сопряжена эта задача, если ее поручить человеку). Во-вторых, это роботы, которые возьмут на себя рутинную работу, связанную с выполнением одинаковых повторяющихся действий, — прежде всего автоматизирующие разного рода работы по дому. Пылесосы — это только начало. Роботы могут мыть полы, окна, стирать, гладить белье и т. д. Отдельный большой сегмент — безопасность. Например, роботы-патрульные — это уже существующие разработки.
При этом, будучи потребительским продуктом, роботы должны быть максимально привлекательными с точки зрения дизайна. Но это вовсе не означает сходства с человеком. Пока я не верю в практичность таких разработок — по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективах, поскольку такой подход к проектированию сопровождается излишними затратами и неоправданными техническими сложностями. На мой взгляд, сейчас гораздо важнее фокусироваться на создании функциональности, решающей актуальные для потребителей задачи и использующей уже существующие технологии. Это наиболее оптимальный путь к революции в сфере персональной робототехники.
Имеются опасения, что роботы могут составить людям серьезную конкуренцию на рынке труда, но, на мой взгляд, они безосновательны. Человечество всегда адаптировалось к прогрессу. В США в начале XIX века в сельском хозяйстве было занято 75% населения. Механизация в агросекторе привела к тому, что сейчас армия фермеров составляет всего 3%. Казалось бы, люди потеряли работу! Но нет, в массе своей они нашли себе менее трудоемкое и более интеллектуальное применение.
Прогресс в области робототехники можно сравнить с появлением железных дорог, которые принесли с собой совершенно новую культуру путешествий, передвижения грузов. Конечно, были и свои издержки: пришлось вырубать часть лесов.
Лично для меня робототехника интересна еще и тем, что в ближайшей перспективе два направления, которыми я профессионально занимаюсь, — роботы и Интернет — будут стремительно приближаться друг к другу. Механические помощники человека обязательно станут активными пользователями, обмениваясь через Интернет данными, софтом, информацией. Таким образом, количество подключенных к Сети будет стремительно увеличиваться — уже за счет пользователей нового типа.
Я верю в то, что скоро роботы станут огромным рынком. Эта идея меня завораживает — поэтому
я и инвестирую в нее. Разумеется, это рискованные вложения. Но такова природа венчура, и здесь подчас не стоит рассуждать, что должно появиться на рынке первым — хорошие стартапы или хорошие инвесторы. Нужно просто взять и начать поддерживать зарождающуюся индустрию, чтобы стали появляться результаты. И тогда вполне реально, что жизнь человечества принципиально изменится где-нибудь к 2020-м годам.
https://www.computerra.ru/business/53605/