Типология работников
Наемник думает только о своей пользе, работает по принципу «я делаю это работу и получаю за нее определенную сумму», его практически никакими силами не удержать на работе после окончания рабочего дня. Наемник не станет заменять приболевшего сотрудника или брать на себя дополнительные обязанности – потому, что это нужно фирме, а не ему самому. О самосовершенствовании такой работник не думает – ему достаточно того, что за работу ему платят деньги, а насколько качественно он ее делает – не важно, но тратить дополнительное время на обучение он не будет.
Такой работник с радостью уйдет в другую компанию, если ему предложат более выгодные условия. К работе он относится как к необходимости для выживания – не более. Он не заинтересован в командной работе, так как есть риск того, что придется брать на себя часть чужой работы. В большинстве случаев творчество чуждо наемнику – он предпочитает выполнять свои обязанности по четко отлаженной схеме, не затрачивая на это дополнительные силы и время. Но это вовсе не значит, что это безответственный и неквалифицированный сотрудник – просто он не привык напрягаться и делать лишние дела.
Кроме этих двух типов сотрудников, можно выделить еще несколько наиболее распространенных типичных образов.
Романтик. Это сотрудник-альтруист, который готов взвалить на себя непосильную ношу обязанностей, если они ему интересны. Такие сотрудники просто незаменимы в период становления компании, так как, заразившись общей идеей, романтик готов горы свернуть. Часто он так и остается всю жизнь работать на одном предприятии, даже если конкуренты неоднократно предлагали ему более выгодные условия. Причиной для увольнения по собственному желанию может послужить только нездоровая атмосфера в коллективе, нездоровая конкуренция, сплетни и интриги. В дружелюбном коллективе романтик легко уживается, и часто становится инициатором и активным организатором внутрикорпоративных мероприятий. Он отлично работает в команде, имея способность находить общий язык практически со всеми. Для того, чтобы этот сотрудник работал с наибольшей эффективность, стоит использовать демократический стиль управления, не давить на него, хвалить за отличную работу. Главная его цель – не заработать побольше денег, а добиться признания и уважения, завязать дружеские отношения в коллективе и получать удовольствие от работы.
Профессионал. Профессионал обычно многого требует от окружающих, но и сам соответствует этим требованиям. Он не сможет работать в команде, где хотя бы один сотрудник имеет низкий уровень квалификации. Вообще профессионал предпочитает работать в одиночестве, полностью отвечая за себя и реализуя свой потенциал. Он любит четкие инструкции, когда руководитель знает и может объяснить, чего хочет от работника, но в то же время готов проявить инициативу и выполнить работу лучше, чем от него ожидают. Профессионал предпочитает дружеским отношениям высокую квалификацию коллег – пусть они будут ограничиваться приветствием и только профессиональным общением, зато он будет работать в профессиональном коллективе. Работает он не столько для удовольствия, сколько для повышения по карьерной лестнице и удовлетворения собственного самолюбия и значимости. Отлично работает тогда, когда для этого есть все условия, и когда чувствует, что он нужен компании.
Профессионалу необходимо, чтобы его уважали и руководители, и подчиненные, и просто коллеги. Уважали прежде всего за профессионализм и целеустремленность. Такой работник любит конкуренцию, она стимулирует его на достижение новых высот, однако если он начнет чувствовать ,что конкурент сильно его опережает – может впасть в депрессию, что незамедлительно скажется на качестве работы и уровне квалификации.
Новатор. Новатор в работе стремится в первую очередь выразить себя, проявить свои способности, предложить что-то новое и полезное. На этапе переоснащения и технического перевооружения такие сотрудники раскрываются как настоящие профессионалы. Они всегда готовы к переменам, всему новому, готовы получать дополнительные знания и внедрять их на практике. Новатор готов брать ответственность за свои действия, даже если его инициатива оказалась не столь эффективной, как предполагалось. Для хорошей работоспособности ему постоянно нужны перемены и движение, а вот в условиях рутины он заметно снижает трудоспособность. Взявшись за новый проект, новатор стремится внести в него сто-то свое, предложить новые пути решения задач. Работа для него – это плацдарм для самореализации, которая необходима ему больше, чем солидная сумма на банковском счету. Готов работать в компании, где платят меньше, но дают возможность воплотить в жизнь все свои идеи. Работает на результат, причем на результат успешный.
Добытчик. Добытчик в основном заботится об уровне зарплаты, чем об удобных и комфортных условиях работы. Это может быть как обычное состояние сотрудника, так и временное – например. Финансовые сложности в семье заставляют его искать работу не для души, а для кошелька, при этом за солидное вознаграждение он готов взяться за самую сложную работу, но не возьмет дополнительные обязанности, если за них не пообещают вознаграждение. Этот тип работника напоминает «наемника», однако добытчик может думать не только о собственной выгоде, но и о выгоде для компании, если от благосостояния напрямую зависит уровень его заработка. Один из подвидов этого вида работников – семьянин, который работает исключительно для того, чтобы обеспечить семью. Он не согласится взять сверхурочные часы или выйти на работу в выходной, даже если ему предложат небольшую компенсацию – сумма, способная заставить его совершить такой поступок, должна быть очень внушительной. Семьянина больше интересует размер заработной платы и социальный пакет, нежели условия работы и перспективы карьерного роста. Он с удовольствием пойдет на дополнительное обучение, но только если предприятие полностью компенсирует ему все расходы.
Летун. Для такого типа сотрудника характерна солидная трудовая книжка, где записано много мест работы, на которых работник не задерживался более пары лет. часто увольняется по собственному желанию, если его что-то не устраивает, и не боится искать новое место работы. К собеседованиям он привык, и относится не как к волнительному моменту, а как к обычной вещи. Может несколько раз сменить профессию, и продолжать искать что-то новое. Для него важна погоня за новыми впечатлениями, от чего часто страдает профессионализм. У него нет стимула оставаться долго на новом месте, а карьерный рост он считает скучным и бесполезным делом. Такого работника практически ничем невозможно удержать в компании – обещайте ему хоть золотые горы, но если ему станет скучно или он поймет, что не стравляется с обязанностями – не долго думая отправится на поиски нового места работы. У него нет времени на творчество, да и желания проявлять себя: все равно каждое место работы он воспринимает как временное, а значит, не нужно нарабатывать послужной список и добиваться уважения и расположения начальства и коллег. Часто не может найти общий язык с коллегами, а рутинную работу считает слишком скучной. При малейшем недовольстве уходят от проблем, подавая заявление об увольнении. Даже если руководство, устав от необязательности такого сотрудника, пытается само его уволить – в большинстве случаев «летун» опережает руководителя и успевает уволиться «по собственному желанию».
Собственник. Из такой категории работников получаются хорошие руководители, если, конечно, они заинтересованы в общем деле, а не зациклены на идее личной выгоды и обогащения. Собственник любое дело воспринимает как свое, проникается проблемами компании, но в то же время и заслуги коллектива склонен считать своими. Но если видит цель – сделает все возможное, выложится по полной, чтобы ее достичь. Такому человеку необходима власть – в положении подчиненного, которого постоянно контролируют и которому дают четкие указания – чувствует себя некомфортно. Ему нужно быть уверенным в том, что он является значимым для компании, от него многое зависит, в таком случае он готов дополнительно обучаться, совершенствоваться, двигаться вперед, добиваясь новых высот для себя и для компании. Он с радостью согласится стать соучредителем предприятия, но стоит опасаться «лжесобственников», для которых на первом месте желание личного обогащения.
Попутчик. Любую работу воспринимает как временное явление, и готов в любое время ее сменить, если подвернется более выгодное предложение. Дружеских отношений в коллективе не заводит, так как тоже уверен, что это временно, и не стоит тратить на это время и энергию. К своим обязанностям относится соответственно: если завтра его здесь не будет, нечего напрягаться и работать на перспективу. Работа для него – средство получения денег на то, что ему сейчас необходимо. Даже если от вакансии он ожидал большего, но пока нет альтернативы – готов согласиться и на менее выгодные условия.
К какому из этих типов Вы относитесь?