На крючке: как банковские мошенники разоряют людей
На крючке: как банковские мошенники разоряют людей
Клиенты банков часто становятся жертвами своей невнимательности и теряют деньги. Арсенал мошенников насчитывает десятки разнообразных инструментов. Эксперты рассказали о самых опасных из них, а также о способах повышения финансовой безопасности.
Гонка вооружений
Банковская система не место для доверчивых людей. Мошенники зарабатывают миллионы на обмане клиентов кредитных организаций и находятся в постоянном поиске новой жертвы. Противостояние банков и мошенников напоминает холодную войну между СССР и США. Ее главный атрибут – гонка вооружений. Банки усиливают безопасность операций, мошенники придумывают новый хитроумный способ обхода защиты. Страдают в итоге рядовые клиенты.
Но даже бесхитростный обман бывает раскрыт не сразу. Например, на прошлой неделе в одночасье стал известным сайт, на котором неустановленные лица опубликовали информацию о том, что все, кто покупал билеты на сайте РЖД с 7 по 14 апреля, оказались в зоне риска – информация о картах клиентов оказалась якобы общедоступной. Чтобы проверить, есть ли ваша карта в списке скомпрометированных, предлагается ввести ее данные.
Это напоминает классический фишинг, когда людей под тем или иным предлогом заставляют ввести данные о своей карте. С этими данными мошенник получает доступ к деньгам жертвы. ВТБ24, который является расчетным центром при оплате билетов, и РЖД сообщили РБК, что никакой утечки информации не было. Представители компаний не рекомендуют вводить свои данные на подобных сайтах.
Очень часто мошенники создают сайты, копирующие официальные страницы кредитных организаций. Наивный пользователь пытается войти в интернет-банк, вводит логин и пароль – и те оказываются в руках злоумышленника, который теперь может совершать операции в режиме онлайн.
В общем, это простейшее мошенничество, но тем не менее довольно успешное. Клиенты расплачиваются за свою невнимательность внушительными потерями.
Карточный фокус
Адвокат, партнер адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Кирилл Лобанов говорит, что самым распространенным банковским мошенничеством являются махинации с картами. Также мошенники часто приходят в кассу банка, чтобы получить деньги по поддельным документам. «От сотрудников банков известно, что количество людей, пытающихся получить деньги по документам, вызывающим сомнения, может доходить до нескольких десятков в день. Как правило, они не достигают своей цели», – продолжает адвокат.
Он сообщает, что бывают и случаи сговора с сотрудниками банков. В такой ситуации мошенник может очень легко и быстро получить доступ к вашим деньгам. Часто в сговоре с сотрудником банка оформляются кредиты по подложным или украденным документам. А потом жертва вынуждена выяснять, каким образом у нее образовался долг и почему коллекторы звонят с утра до вечера.
Чтобы себя обезопасить, К. Лобанов рекомендует соблюдать элементарную осторожность: не сообщать никому коды к пластиковым картам, использовать банкоматы, находящиеся в отделениях банка, в случае утери карты незамедлительно сообщать об этом в кредитную организацию. «Также будет не лишним сообщить в банк об утере паспорта», – добавляет адвокат.
Директор департамента розничного бизнеса «Локо-Банка» Ирина Григорьева соглашается с тем, что самый распространенный вид мошенничества связан с картами. Например, мошенники считывают с магнитной полосы карты пользователя секретную информацию, а затем изготавливают карту-клон. Чтобы сделать это, мошенники сговариваются с сотрудниками магазинов, отелей, ресторанов, других торговых и развлекательных предприятий, в которых человек расплачивался картой.
Также злоумышленники обзванивают граждан, представляются работниками банка и говорят о возникшей задолженности по кредиту. Так они могут получить от доверчивого клиента деньги или персональные данные. Кроме того, мошенники внедряют в банкоматы специальные устройства, которые позволяют получить данные о карточке.
И. Григорьева рекомендует внимательнее относиться к своим картам: не доверять их третьим лицам, не оставлять их без присмотра, не записывать PIN-код в легкодоступные места, а тем более на самой карте. «Никогда никому не сообщайте свой PIN-код», – напоминает эксперт об элементарном правиле, которое часто забывается. PIN-код не вправе требовать ни работники банка, выдавшего карту, ни обслуживающий персонал банкомата.
Еще несколько простых советов от банкира. Не оставляйте данные о себе и своей карте на сайтах, о которых вы ничего не знаете. Не используйте для оплаты в интернете карты, на которых находятся крупные суммы денег. Лучше завести для таких целей отдельную карту и переводить туда деньги по мере необходимости. Старайтесь не пользоваться банкоматами в безлюдных местах или в местах большого скопления людей. Не позволяйте увидеть вводимый вами PIN-код посторонним людям. Проверяйте, все ли было взято из банкомата. Всегда сохраняйте выписки по итогам операции, которые выдает банкомат.
https://lf.rbc.ru/recommendation/fina...4/239665.shtml