Как работает конкурентная разведка в бизнесе
Разрешено ли пользоваться в конкурентной разведке методами спецслужб? И какие методы украинские компании уже применяют?
Дмитрий Золотухин говорит, что организатором первого в мире департамента конкурентной разведки, который был создан в 80-х годах, стал СЕО Motorola Гелвин Роберт. Он в своей компании создал подразделение Motorola Corporate Competitive Intelligence. Задумал это Роберт после ознакомления с работой американских служб разведки (в то время он был временным советником а мериканского Совета Безопасности. Кроме того, Motorole дышали в спину японские производители. И необходимо было предпринимать какие-то действия.
Руководители компаний в Украине тоже используют методы конкурентной разведки. Интересует их достоверная информация про топ-менеджеров, конкурентов, поставщиков и т.д. Иногда просят осуществить взлом корпоративной почты или вербовку директора какой-то конкурирующей компании. Они потоянно получают отказ. Всего можно добиться законными методами.
Фиктивное собеседование
Задача. Для заказчика надо получить сведения о технодогиях, используемых конкурентом. Такие сведения, как правило, являются закрытой информацией, которой владеют настоящие сотрудники.
Решение. Для получения информации, приходилось находить резюме, где указывался опыт работы в компании, которая интересовала заказчика. При встречах с соискателями задавались вопросы о том, с каким оборудованием они работали в данной компании и какие выполняли функции.
Для качественного выполнения задачи, в беседе принимал участие технолог. Без разговора с технологом любой разведчик мог не правильно оценить информацию, которую получил.
Поэтому подготовить профессионала эффективнее получается из бизнеса, ему необходимо предоставить инструменты и методологию конкурентной разведки. Это лучше, чем приглашать на аутсоринг специалиста информационной работы.
Возврат дебиторской задолженности
Задача. Владелец компании (должник), которая от заказчика получила большую сумму денег для развития бизнеса, занимает позицию «дайте еще, верну, когда раскручусь». Для поиска выхода из этой ситуации и весомых аргументов в переговорах, требовалась информация о настоящем положении дел. Средства отсутствуют, говорил должник, так как находятся в бизнесе.
Решение. В соцсетях или на других сайтах должник никогда не присутствовал. Но достаточно быстро были найдены его родственники в социальных сетях, при помощи первичных данных. С мест отдыха дети выкладывали фотографии. С огромной радостью родители комментировали и демонстрировали семейные встречи. Присутствие должника было на разных фотографиях.
Потом была установлена связь между некими аффилерованными с должником компаниями и проектами (миллионными) в одном регионе Украины, и должностными лицами, которыми осуществлялся надзор за этими проектами.
Интересным опытом оказалось использование Google Maps. Должник, как выяснилось, занимается недвижимостью. Оформление некоторых документов было на него. При помощи Google Maps, не отходя от компьютера, получилось увидеть объекты, принадлежащие должнику. Это были жилые дома. Стоимость одного из таких домов составляет минимум 200 тысяч долларов. Все это противоречило позиции должника, что у него вообще нет денег.
Следующий этап переговоров, на счет решения вопроса по поводу возврата долга деньгами или частью в бизнесе, происходил при наличии надежных материалов и аргументов.
Покупка торговой марки по выгодной цене
Задача. Дистрибьюторской компании необходимо было купить торговую марку, которая зарегистрирована на другое юридическое лицо. Заказчик думал, что владелец ТМ поднимет цену, если проявить официальный интерес. Для переговоров были необходимы аргументы и решения для людей, которые могут вести переговоры о продаже торговой марки.
Решение. В интернете есть очень много ресурсов, являющихся частью «невидимого веба». К ним имеется открытый доступ, но в поисковиках они никогда не отображаются. База данных о знаках, торговых марках, интеллектуальной собственности стала одним из этих ресурсов. Аналогичные свои базы имеют патентные поверенные, услуги которых совсем не дешевые..
Просмотрев базу нашли юриста, который работал с нужной нам торговой маркой (на удивление заказчика, они были знакомы), и людей, принимающих решения в компании-держателе этой торговой марки.
В итоге заказчик понял, с кем ему необходимо разговаривать и как выйти на таких людей, что предстоит ожидать и какие необходимо заключать договоренности.