Принтер за 15 миллиардов
В Счетной палате было обнаружено финансовые нарушения в деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Счетная палата уже не первый раз проводит финансовую дисциплину в Пенсионном Фонде России. Проверяя, в основном проводили анализ, как фонд использовал средства, предназначенные для закупки товаров и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий, точнее на создание собственной ИТ-системы.
Дубль 2
Нужно уточнить сумму ущерба, о которой идет речь. Приняв во внимание отчеты Счетной палаты, можно составить минимальные представления. Прежде всего в документе больше внимания обращается на то, какие деньги уже были потрачены Пенсионным фондом на создание своей новой информационной системы и какие результаты при этом были достигнуты.
Итак, в период 2013-2014 годов ПФР с этой целью использовал 14 миллиардов и 7 миллионов рублей. Средства были потрачены на закупку оборудования, его установки и оплату других услуг в данной сфере. Но польза от использования такого количества денег может оказаться нулевой.
Название ИТ-системы - АИС ПФР-2. Она внедряется ПФ России начиная с 2012 года. Завершение работ ожидается в сентябре следующего года. Примечательно, что в ПФР уже есть кое-что на подобии этого. Также АИС ПФР, но только без двойки. Эта система была создана еще в середине девяностых годов. Кстати, во время проекта также возникало много скандалов и даже дошло до уголовных дел.
Система предназначена для того, чтобы вести персонифицированный учет прав пенсионеров, взносов работодателей за каждого своего работника, а также рассчитывать и перечислять каждую пенсию, пособия и так далее. Кроме этого, функциональностью данной системы должен быть внутренний обмен информацией, электронный документооборот, а также сохранять в себе всю нормативную документацию, которая имеется в фонде.
Аудиторы опасаются, что система все равно не сможет заменить человеческий труд по разным учетам, пересчетам, расчетов пенсий, выдачи справок и подобном. Счетная палата сделала подсчеты, согласно которым внедрение АИС наоборот нуждается в расширении штата ПФР. По расчетам, чтобы обслуживать АИС, потребуется около 6000 человек. Среди них 600 специалистов должны работать в центральном аппарате ПФР, еще полторы тысячи - в отделениях в регионах по всей стране, а остальные работники - на уровне районных отделений фонда.
Значит, имеется риск, что АИС ПФР-2 всего навсего станет дополнением ручного труда, который и так присутствует в штате работников. Подобно тому, как произошло с предыдущей версией. "Это все может стать причиной того, что технологическое оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, а специалисты фонда работать с ним не смогут", - переживает аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.
По мелочи
В Счетной палате считают, что в новой ИТ-системы более чем достаточно изъянов. При формировании этой системы в ПФР не приняли во внимание рекомендации Министерства связи и массовых коммуникаций, касающиеся общих подходов при создании единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. А системы АИС ПФР-2, которые уже имеются в фонде, не интегрируются.
В документе приведен пример, как 4 года назад ПФР принял в эксплуатацию информационную систему, предназначенную навести порядок в определении стоимости строительства и аренды зданий. Высокая стоимость и роскошь тех же дворцов стали причиной недовольства членов Объединенного народного фонда (ОНФ), на что они даже пожаловались президенту. Данная ИТ-система имеет название: «Комплексное решение по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом». Но ПФР и да сегодня не применяет ее на практике.
Напомним, что Пенсионный фонд России потратил на разработку системы почти 68 миллионов рублей. Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко сообщил, что в программном обеспечении, которое уже принято в эксплуатацию, ошибка в системе. Дело в том, что оно не дает возможности получить информацию о стоимости, по которой ПФР принимает в аренду помещения офисов в различных регионах, и, тем более, о стоимости строительства. Между прочим, именно таких технических задач потребовали от разработчиков.
Это свидетельствует о том, что почти 68 миллионов рублей было потрачено зря. Также система не предусматривает возможности электронной подписи для документов, которые в нее вносятся, что делает "Комплексное решение ..." всего лишь приложением для справок к результатам "ручного труда" персонала фонда.
Финансовая расхлябанность
Традиционно похожа отчетность Счетной палаты, рассмотрена на заседании коллегии ведомства, приводит или к тому, что от проверяемых лиц требуют устранения выявленных нарушений, или к обращению в правоохранительные органы. На этот раз контрольный орган ограничился представлением в адрес председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Дроздова. Счетная палата выдвинула предложение фонда о проведении служебного расследования и рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц ПФР, которые допустили несоблюдение финансовой дисциплины во время выполнения государственных контрактов.
К нарушениям относятся оплата до получения актов выдачи-приема услуг связи на более чем 320 миллионов рублей, списание к поступлению в бухгалтерию Пенсионного фонда России документов, подтверждающих материальные ценности на сумму 1 миллиард 700 тысяч рублей, нарушения законодательства в ходе проведения конкурсов. Согласно результатам проведения конкурсных торгов, которые ПФР провел в течение двух лет, в Федеральную антимонопольную службу поступило более пятидесяти жалоб. Среди них около десяти были признаны ФАС как объяснены полностью или частично.
Счетная палата заявила, что Пенсионный фонд Российской Федерации так и не осмелился принять меры, для того, чтобы изменить организационно-правовую форму Информационного центра персонального учета (ИПЦУ). Организация уже на протяжении долгого времени зарегистрирована под статусом федерального учреждения и юридически не входит в систему ПФР. Но именно она делает персонифицированный учет прав граждан в системе государственного пенсионного страхования. То есть организация фактически выполняет то, что обязан делать фонд, хотя в соответствии с законом только ПФР обладает данной функцией. Аудиторы обращают внимание и на другие законы, которые нарушаются во время подобной практики, - Государственный и бюджетный кодексы, закон "О некоммерческих организациях" и даже закон под номером 83-Ф3, который был принят 8 марта 5 лет назад и внес изменения в целый ряда правовых актов, регулирует деятельность государственных и муниципальных учреждений.
Как ни странно, в Пенсионном фонде России считают, что ИПЦУ принадлежит этому ведомству, поскольку фонд является его заведением. ИПЦУ был основан в 1997 году в соответствии с распоряжением власти. В документе были определены содержания данного заведения, которое возлагается на бюджет ПФР. По состоянию на сегодняшний день готовится проект закона об определении правового статуса самого Пенсионного фонда. «Законопроект в статусе ПФР предусматривает, что фонд, территориальные органы и филиалы фонда, а также подведомственны фондовые учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления», - сообщается в официальном ответе ПФР.
Стоит отметить, что "представления" этого ведомства обладают довольно серьезной силой в соответствии с законом о Счетной палате. Претензия имеет возможность быть направленной не только по результатам контрольного мероприятия, но и во время него. Срок, данный на рассмотрение, может быть продлен не более чем один раз. И если по определенным причинам представления все же не будет выполнено, то контрольный орган, согласен с Государственной думой, имеет возможность принять решение, согласно которому финансовые операции, которые осуществлял ПФР, будут приостановлены. Так, во всяком случае, предусмотрено законом. Такого развития событий практически никто не желает.