Владельцам банков не позволят уничтожать базы данных клиентов
Министерство финансов подготовило законопроект, направленный на снижение вероятности уничтожения банками незадолго до отзыва у них лицензии своих электронных баз данных для сокрытия своих деяний. Проект расширяет перечень случаев, когда Центральный банк может затребовать резервные копии этих баз данных. Сейчас регулятор может это сделать только при наличии оснований для отзыва лицензии, и такое требование расценивается недобросовестными банкирами как сигнал для уничтожения информации.
Закон «О банках и банковской деятельности» обязывает банки отражать все операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях. В таком виде информация хранится не менее 5 лет с даты ее внесения в базу, и таким образом обеспечивается возможность доступа к ней в любой момент. Согласно тому же закону, регулятор может потребовать, чтобы банк создал резервные копии таких баз данных и передал их на хранение в ЦБ. Но выставить банку такое требования можно исключительно в случае возникновения оснований для отзыва у него лицензии.
Согласно законопроекту Минфина, ЦБ может запросить у банка резервные копии электронных баз данных в случае введения в отношении банка ограничения на проведение отдельных операций, например на прием средств во вклады и др. Ограничения на отдельные операции — это уже более распространенная практика, менее стрессовая для банкиров, и они не бросятся уничтожать архивы, рассчитывают в Министерстве финансов.
Например, по последним представленным данным ЦБ (конец апреля), ограничение на прием вкладов действует в отношении 49 российских банков. Ввести такие ограничения ЦБ может, в частности, в случае нарушения банком требований закона, нормативных актов и предписаний регулятора, а также в случае предоставления им неполной или недостоверной информации. Возможно это и в том случае, если совершаемые банком операции создали угрозу интересам его клиентов.
Предложенные поправки, как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, призваны снизить «вероятность утраты информации, содержащейся в электронных базах данных». Сейчас, говорится в документе, получение банком требования о создании резервных копий и о передаче их в ЦБ «является своего рода сигналом для осуществления негативных действий, влекущих искажение или уничтожение информации».
Агентство по страхованию вкладов, которое осуществляет функции ликвидатора обанкротившихся банков, в своей практике нередко сталкивается с уничтожением баз данных.
Информация, содержащаяся в электронных базах, уничтожается, как правило, с целью «скрыть ряд операций, которые могут быть связаны с полузаконными и незаконными схемами», указал партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. По его словам, при уничтожении информации возникают сложности с выявлением реальной ситуации, не все данные можно восстановить с помощью других источников. «В результате клиенты, кредиторы и вкладчики могут оказаться в ситуации, когда какие-то их операции и обязательства просто не могут быть подтверждены. Это чревато убытками, недополученными суммами, переплатами, неправильными начислениями. Ситуация может быть разрешена с помощью подтверждающих документов, например копии договора банковского вклада, выписок по счету и прочего. Но все это потребует времени и дополнительных затрат», — говорит Липатов.
К тому же, говорят эксперты, в случае вывода активов из банка на основании баз данных можно проследить все трансакции и понять, где эти активы искать.
Источник