Технологии в украинском ритейле: Bluetooth-маячки против флаеров и промоутеров
Современные технологии перестраивают традиционную торговлю. Несмотря на то, что в интернете существует гораздо больше инструментов влияния на покупателей, оффлайн-магазины тоже научились успешно управлять спросом.
Торговые центры разных стран мира уже отслеживают поведение покупателей и высылают на их смартфоны скидки именно на те товары, которые они только что взяли в руки.
Украинский предприниматель Александр Давиденко сейчас занимается развитием стартапа, который представит новые маркетинговые технологии на украинском рынке.
Александр рассказал редакции PaySpace Magazine о проекте Shopian, который с помощью несложного оборудования и Bluetooth-соединения позволит отправлять покупателям рекламные сообщения, купоны, акции и скидки, пока они будут проходить по галереям торговых центров, а также непосредственно в самих магазинах.
Расскажите несколько слов о своем стартапе. Как возникла идея начать бизнес именно в этой сфере?
Я много лет проработал в IT-интеграции — это нестандартные и интересные задачи в различных сферах — от организации репликации разнесенных по стране баз данных, до удаленного доступа к корпоративным ресурсам высшего руководства компании — из любой точки планеты и с соблюдением всех политик безопасности.
С весны 2014г., заканчивая проекты в IT-интеграции на фрилансе — я начал собирать команду под идею, которая казалась мне тогда исключительно своевременной и горячей в Украине — маркетинговая платформа, которая победит спам, захламленность города рекламой и сделает маркетинговую коммуникацию релевантной и удобной для пользователей.
В этом проекте есть то, в чем я чувствую себя уверенно – B2B продажи и сложный, но вместе с тем интересный инфраструктурный аспект.
Также важно было выбрать нишу, которой раньше не существовало — чтобы все потенциальные участники борьбы за рынок конкурировали на равных.
Как вы расцениваете состояние и перспективы рынка инновационных технологий/стартапов в Украине?
Рынок инновационных технологий, как и любой другой — зависит от общего экономического состояния страны. Сейчас это состояние оставляет желать лучшего и, к сожалению, без намеков на улучшение.
Когда ситуация начнет выравниваться — появится огромное количество ниш и возможностей для бизнес-проектов, в которых успех ждет тех, кто подготовился заранее.
С какими сложностями вы столкнулись при запуске своего стартапа?
Основная сложность для нас сейчас — катастрофическое падение экономики и покупательского спроса. Наш сервис — инфраструктурный, мы создаем инструменты для ритейлеров и брендов, позволяющие им устанавливать качественную маркетинговую коммуникацию со своими клиентами. Но когда на повестке дня стоит вопрос выживания, о продвинутой маркетинговой коммуникации думать не приходится.
Также пришлось несколько раз менять концепцию сервиса, прежде чем увидеть заинтересованность потенциальных клиентов.
Планируете ли выход на международный рынок? Как оцениваете конкурентоспособность украинских стартапов?
Планируем. Очевидно, у нас этот процесс затянется, так как существует много задач на отечественном рынке. Кроме того, развитие проекта в других странах ограничено инфраструктурным элементом – для запуска сервиса нужно физически устанавливать оборудование.
Для тех украинских стартапов, которые работают в сегменте B2C (ориентированы непосредственно на покупателей), или не скованы необходимостью развивать инфраструктуру, переориентация на соседние и еще не занятые рынки сегодня является задачей №1.
Кто ваша целевая аудитория?
Наши клиенты – оффлайн-ритейлеры, достаточно крупные, чтобы задумываться уже не о привлечении, а о лучшем взаимодействии с каждым посетителем — увеличении среднего чека, лояльности, вовлеченности покупателя в процесс — как драйвере роста продаж. Мы строим для них платформу, в рамках которой они могут сами общаться со своими покупателям.
Этот канал будет доступен и для отдельных брендов, вне зависимости от направления – товары повседневного спроса, еда и напитки, АЗС и гостинично-ресторанный бизнес.
Как вы относитесь к конкуренции? Есть ли конкуренты в вашей сфере деятельности и появятся ли, по вашему мнению, в ближайшем будущем?
Тема маркетинговых платформ показалась интересной не только нам. Одновременно с бумом Bluetooth-маячков в США, несколько украинских стартапов стали строить свои проекты вокруг этой технологии.
Но конкуренция в создающихся нишах это, скорее, хорошо, чем плохо. Пока на большинстве встреч, где в основном присутствуют маркетинг директора и руководители различных подразделений, мне приходится начинать разговор не с преимуществ нашей платформы и выгод для бизнеса, а с общеобразовательной лекции о самой технологии, то есть заниматься больше просвещением, чем продажей.
В нише гиперлокального маркетинга в Украине, есть несколько стартапов, использующих различный подход — кто-то делает приложения для хранения скидочных карт пользователей, частично используя возможности Bluetooth; кто-то — делает приложение с навигацией для ТРЦ, добавляя маркетинговую составляющую.
Мы выбрали для себя один из самых сложных путей — создание платформы, которая станет основой взаимодействия между теми, кому нужно рекламироваться и теми, кто хотел бы получать актуальную рекламу. Какие будут использоваться интерфейсы (приложения) для осуществления этой коммуникации и что в них будет предлагаться — вопрос вторичный.
Задача №1 в сфере маркетинговых платформ — полезность для конечного пользователя. Тот, кто добьется этого – станет ведущим игроком отрасли, где пока нет явных лидеров.
Какие планы на ближайшее время?
После переориентации стратегии довести до конца работу над платформой на основе полученных отзывов от клиентов, закончить интеграцию с партнерскими сервисами и запуститься в продуктив.
Что посоветуете начинающим предпринимателям, стартаперам?
Мне рано пока что-то советовать молодым предпринимателям. Нам еще не удалось привлечь инвестиции, построить масштабируемый бизнес и даже перейти в коммерческую фазу проекта. Мой опыт подсказывает, главное – не сдаваться.
Источник