Мили Аэрофлота и «Спасибо» Сбербанка - способ нажиться на пассажирах?
На днях стало известно о том, что одна госмонополия - Сбербанк - продолжит участвовать в программе лояльности другого монополиста – Аэрофлота. Притом, что еще совсем недавно Сбербанк хотел отказаться от предложения Аэрофлота.
Основная интрига тут состоит не в самом известии, а в том, что авиамонополист сохранит для клиентов Сбербанка докризисные условия бонусной программы. Учитывая прошедшие с того времени курсовые изменения, сегодня эти условия теоретически достаточно выгодны. Напомним, что клиенты Сбербанка по этому соглашению будут получать бонусные мили по 30 рублей, а вот клиенты остальных банков-участников партнерской программы - уже по 60 рублей.
Одного этого пункта уже достаточно для чтобы их можно было заподозрить в монопольном сговоре. Однако пока ФАС молчит, помолчим и мы. Не реагируют и банки-конкуренты Сбербанка, хотя это ставит их клиентов в заведомо невыгодные условия. Похоже на то, что участники одной и той же бонусной программы одного и того же авиаперевозчика поделены на сорта. И «белая кость» имеет преимущества над «черной».
Интересно, что еще осенью минувшего года именно сохранение докризисных условий партнерской программы стало камнем преткновения в отношениях Аэрофлота с банками-партнерами. Новостные заголовки того времени были весьма категоричны: «Аэрофлот за "Спасибо" не летает». «Аэрофлот не хочет перевозить пассажиров за бонусы». В общем, авиакомпания всеми силами старалась дать понять банкам и их клиентам, что они не партнеры, а «халявщики».
Где деньги, Зин?
Таким образом, мы снова возвращаемся к основному вопросу: откуда деньги, Зин?
В Сбербанке комментируют соглашение крайне неохотно. «Мы не заключаем невыгодных для себя соглашений, поэтому долго вели переговоры» - это единственное, что удалось выудить тому же «Коммерсанту» у источника в банке. Есть основания сомневаться в том, что курсовую разницу будет покрывать Сбербанк из своих средств. Тогда из какой волшебной тумбочки будут покрывать разницу?
Скорее всего никакой тумбочки нет, и ларчик открывается до банального просто. Уникальную программу сотрудничества двух монополий оплатит из своего кошелька сам же потребитель, вернее, пассажир.
Мало кто из писавших на эту тему обратил внимание на принятый буквально на днях закон, разрешающий авиакомпаниям так называемый овербукинг, то есть продажу сверхнормативных билетов на рейсы.
За себя и за того парня
Если раньше перевозчик, имея условные 300 посадочных мест, мог продать только 300 билетов, то отныне этот процесс превращается в русскую рулетку. При тех же 300 посадочных местах можно продать и 350, и даже 400 билетов. Но улетят только те, кто раньше других зарегистрировался на рейс и получил посадочный талон. А кто не успел - тот опоздал.
То есть компания-перевозчик из продавца лимитированных по количеству услуг превращается в эдакий «МММ»? Пирамида эмитировала свои акции до бесконечности, покрывая выплаты старым вкладчикам за счет новых. Все перевозчики по новому закону смогут хорошо зарабатывать на опоздавших, ведь на их местах улетает ещё один полноценный пассажир с заранее купленным дорогим билетом. В нашем случае не означает ли это, что бонусные мили улетевшего пассажира оплатит тот, кто остался на земле? Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.
Кстати, «Наша версия» писала о том, что одним из главных лоббистов закона об овербукинге был похоже... Аэрофлот. По подсчетам специалистов компании, введение овербукинга может принести ей до 7% дополнительной выручки
источник