Дискриминация по IP. Почему зарубежные интернет-магазины дороже для россиян?
Только ли россияне страдают от этой несправедливости и вообще от страны ли это зависит? Business FM представляет результаты расследования «IP-география в ценах».
Никакой IP-дискриминации нет, утверждают эксперты. Все гораздо сложнее и интереснее — показывает практика. Кейс: издатель Ника Белоцерковская в Instagram написала о том, как хотела купить пляжное платье известного французского бренда, «которое на сайте net-a-porte» стоит 280 евро с французского телефона и 610 фунтиков с русского». То есть, когда человек заходит на один и тот же сайт с российской и французской симки, цены на один и тот же товар он может увидеть разные. С рабочего компьютера из Москвы то же платье я нашел за 260 евро на сайте бренда и за 217 фунтов на net-a-porte. То есть мне предложили ту же цену, что и по запросу с французской симки. Таким образом, дело не в стране и не в IP, точнее, не только в этом. В так называемом динамическом ценообразовании очень много составляющих, говорит директор по онлайн-маркетингу компании Netvertise Маргарита Саар-Гаршина.
«В онлайн-магазинах довольно часто применяется динамическое ценообразование. На основании местонахождения пользователя, валюты или, например, его покупательской способности или девайса, с которого он заходит, в зависимости от этого онлайн-магазин показывает разную стоимость. В общем-то это не такая уж редкость. Стоимость товаров и услуг определяется спросом на конкретный товар в данной стране или средней зарплатой по региону или по стране, наличием конкурентов или даже количеством посещений того же сайта».
Магазин заказывает маркетологам исследование, по его результатам программисты пишут соответствующее ПО и вот человек, зашедший на сайт онлайн-магазина с iPhone, может увидеть одну цену, а обладатель аппарата Huawei — другую, а товар один и тот же. Ника Белоцерковская, изучив вопрос, перестала удивляться.
«Многие компании этим пользуются. Это как будто женщина заходит в соболиной шубе в магазин «Копеечка», и автоматически меняются все цены, потому что понятно, что ее покупательская способность намного выше».
Плюс к этому, как говорят эксперты, на цены товаров в международной интернет-торговле может влиять политика банков-эквайеров или даже платежных систем. Например, в ПО зашиты страновые риски, основанные на статистике по мошенничеству в Сети и так далее. В данном случае говорить о какой-то дискриминации сложно. А вот где возможности россиян реально ущемлены, так это в вопросе доставки товаров в нашу страну. Это огромная проблема, говорит генеральный директор компании QIWI Post Андрей Чечин.
«Допустим, у меня есть любимая обувь Bally. Вот у Bally доставки в Россию нет. Я, находясь в Латвии, могу заказать Bally. Стоимость товара при заказе с европейского бали.eu отличается кратно. То есть, не знаю там, пара туфель стоит 350 евро, в Москве в магазине эти туфли стоят порядка 700 евро. Просто многие бренды не открывают в России канал доставки по тем или иным причинам».
Интересно, что бывает и наоборот. Цена на один и тот же товар в офлайн-магазине в Москве и на официальном сайте бренда может отличаться. И Москва выигрывает. Причем речь идет о ЦУМе.
«Это было в эту распродажу. Мне понравилось одно платье Armani Jeans. Оно со скидкой 50% стоило 8600. Оно закончилось, и я думаю, посмотрю на сайте Armani, может быть оно там осталось в каких-то магазинах. Я захожу на сайт Armani.com/ru, поскольку из России, и там то же самое платье стоит с той же скидкой 50% 17 000».
Если не брать в расчет динамическое ценообразование, по идее, российские ценители зарубежного интернет-шоппинга находятся в самых выгодных условиях. Так, житель Китая, Индии, Эмиратов или Бразилии за любую покупку из-за границы должен будет заплатить пошлину, сколько бы вещь ни стоила, причем ставка, как правило, не меньше 10%, а бывает и до четверти стоимости товара. В другой группе стран — Таиланд, Мексика, ЮАР, Канада — пошлина не взимается с ввозимых товаров по стоимости, не превышающих эквивалент в 25 евро. В странах Евросоюза, человек, купивший что-то за рубежом, НДС заплатит в любом случае, а если товар дороже 150 евро — еще и пошлину.
К слову, о Европе. Некоторые члены ЕС не прочь подискриминировать друг друга: парижский «Диснейленд» французам премиальный пакет услуг парка предлагает за 1346 евро, а немцам и британцам уже за 1870. Скандал. Привлекли Еврокомиссию, эксперты разбираются. А вот в Германии в офлайн-магазинах часто нельзя расплатиться картой как минимум российского банка, просто потому, что немцы принимают только жирокарты, на которых буквально написано, что они дебетовые. Нет надписи — нет сделки.
«В Германии принимают в очень многих магазинах только жирокарты. Это значит, что там лежат только твои деньги, которыми ты можешь расплачиваться. В основном, не принимают кредитные карты магазины, где торгуют одеждой или бытовой техникой, то есть там, где ты можешь довольно много всего накупить, а потом окажется, что ты ушел в огромный минус. У них, видимо, было много исков в свое время по этому счету, и поэтому многие магазины отказываются принимать такие карточки».
Возвращаясь к России и к тому, что наши граждане имеют больше преимущества при покупках за рубежом: беспошлинный порог в РФ составляет тысячу евро, и при покупках, например ,из стран ЕС, мы еще и на их НДС экономим. Но динамическое ценообразование все портит. Как с этим бороться? Способов масса. В ряде случаев сэкономить можно, просто поменяв страну в настройках смартфона. Вопрос: куда доставят товар? Тут на помощь приходят специальные сервисы групповых закупок. Человек в Москве на своей страничке, например, в ЖЖ собирает заказы. Отправляет партнеру в Штаты, тот в распродажу заказывает что-то на американском сайте или идет в обычный магазин, покупает все по списку и отправляет большую посылку в Россию. Заказчик в итоге экономит, в том числе на доставке, фактически скидываясь на нее. Обвал рубля, казалось бы все испортил, но нет, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
«Количество посылок международных почтовых отправлений по итогам первого полугодия выросло, по данным «Почты России», примерно на 30% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Несмотря на курс, количество международных почтовых отправлений растет».
поделиться
Что касается сегментов, в которых россияне наиболее активны, то, по словам экспертов, граждане нашей страны за рубежом в основном скупают товары масс-маркета, что совсем не красит ни экономику страны, ни розницу в частности. Как молодой отец скажу, что в России нет качественной детской одежды отечественного производства. В Москве еще можно найти что-то на полках магазинов, но выбор цветов и размеров ограничен, собственно, физическими размерами этой самой полки.
Практика показывает, что за качественные вещи россияне готовы платить при любом курсе. И получается, последние 25 лет ушли на то, чтобы челноки из автобусов пересели за компьютеры, а по сути — через границы летают все те же клетчатые сумки, ставшие электронными только по дороге.
источник