Украинцы смогут рассчитываться на кассе любым смартфоном с Bluetooth
Новости об инновационных способах платежей заставляют задаваться вопросом, можно ли расплачиваться смартфоном в отечественных магазинах? В Украине уже используются передовые технологии в сфере мобильных платежей (NFC, НСЕ и QR-коды). Но пока чтобы их использовать нужны дорогие смартфоны и модернизированные POS-терминалы.
Украинский стартап Paybeam планирует сделать мобильные платежи доступными всем пользователям смартфонов, которые поддерживают Bluetooth.
Один из основателей компании, Сергей Кучер, рассказал редакции PaySpace Magazine как создавался стартап.
Расскажите несколько слов о своем стартапе. Как возникла идея начать бизнес именно в этой сфере?
В наши дни, когда выйти из дома без телефона практически невозможно, мобильные кошельки стали довольно популярными. Благодаря им можно всегда иметь под рукой платежные и скидочные карты, хранить историю покупок и просматривать баланс по счетам прямо в приложении. Однако в мире нет доступного решения, позволяющего расплачиваться любым телефоном в любом терминале.
Технология бесконтактных платежей Paybeam была разработана с целью позволить любому пользователю, как частному лицу, так и владельцу бизнеса проводить безналичные расчеты с помощью телефона с поддержкой технологии Bluetooth и обыкновенного платежного терминала.
Наше решение не требует обновления существующей инфраструктуры, новой прошивки терминалов или покупки дорогостоящего смартфона. Достаточно приклеить накладку Paybeam на любой терминал и он превратится в бесконтактный. Совершать платежи можно даже в оффлайн-режиме.
Как вы оцениваете состояние и перспективы рынка инновационных технологий?
Состояние более чем хорошее — в Украине очень много молодых талантов, а вот перспектив мало. К сожалению, инертность и настороженное отношение к любым инновациям — это традиция, наблюдающаяся у нас давно. Проектам, нацеленным на изготовление материальных продуктов для конечных потребителей, везет больше. У них есть возможность испытать удачу на crowdfunding платформах. Paybeam там не продашь.
Как вы оцениваете конкурентоспособность украинских стартапов?
Есть множество отечественных инновационных проектов, аналоги которых получают огромные инвестиции на западе. Наши проекты менее развиты, потому остаются без внимания. Украинские инвесторы, ссылаясь на кризис, не хотят вкладывать в разработки серьезные суммы. А достучаться до инвесторов из «стран первого мира» практически невозможно: нужно составить документацию в соответствии с конкретными правилами, получить международные патенты, желательно открыть офис за границей. Зачастую, для украинских стартапов это тяжело с финансовой точки зрения.
Кстати, мы в ближайшее время запустим новый проект, как раз нацеленный на помощь молодым стартапам. Помогать будем не только деньгами, а и опытом, ресурсами нашей компании, юридическим и бизнес консалтингом.
С какими сложностями вы столкнулись при создании стартапа?
Стартап — это в сложная вещь в принципе. Как и любой бизнес, он требует одновременного решения рутинных бизнес-задач, принятия быстрых решений, а также достаточного уровня гибкости. Но ведь все когда-то было стартапом: вещи, которые мы носим, предметы, которые нас окружают. Основатели всех компаний через это прошли, пройдем и мы!
Больше трудностей было с технической стороны: мы очень долго искали качественные комплектующие и ожидали доставку из-за границы. Были сложности с разработкой способа и алгоритма передачи цифровых данных в терминал, но мы нашли решение и запатентовали этот способ. Также сложно было найти и протестировать достаточное количество разных терминалов, особенно старых образцов.
Когда с помощью Paybeam можно будет расплатиться в украинских магазинах?
Для начала небольшая предыстория: с точки зрения инфраструктуры Paybeam изначально разрабатывался под украинские реалии. В стране, где торговые точки с натяжкой согласны ставить хоть какие-нибудь терминалы, оборудовать инфраструктуру бесконтактными терминалами, которые стоят намного дороже — из области фантастики.
Та же ситуация и со средствами платежа: глупо убеждать человека, со средним уровнем заработной платы в нашей стране, что если он купит дорогой смартфон последний модели, то сможет добавить туда карты и платить им на кассах.
Мы эту проблему решили путем оборудования старой привычной инфраструктуры и использования любых телефонов, в которых есть Bluetooth. Никому ничего не надо менять — устанавливайте и пользуйтесь! В итоге, проведенный нами соцопрос показал, что 70% владельцев телефонов и банковских карт заинтересованы в нашем решении.
Касаемо же появления нашего решения в магазинах, это будет не так быстро, как нам бы хотелось. Можем сказать, что в данный момент находимся на стадии переговоров с рядом ведущих украинских банков и платежных систем. Процесс идет очень медленно. Сейчас более вероятным становится запуск продукта на иностранных рынках, нежели на украинском. Наверное, так будет проще зайти на украинский рынок, местные чиновники очень неохотно идут на какие-либо изменения у себя дома, зато охотно «перенимают опыт» из-за границы.
Планируете ли вы выход на международный рынок?
Безусловно. Кроме стран СНГ, мы планируем выход на рынки США и Восточной Европы.
Как вы относитесь к конкуренции? Есть ли конкуренты в вашей сфере деятельности и появятся ли, по вашему мнению, в ближайшем будущем?
На западных рынках есть конкуренты, но, в силу того, что Украина из-за сложившейся ситуации как рынок не интересна крупным игрокам в этой сфере, ожидать их появления в Украине пока рано.
Какие планы на ближайшее время?
Будем продолжать наше общение с финансовыми организациями как в Украине, так и за границей. Сейчас мы находимся на стадии подписания контракта на получение инвестиций с одним крупным инвестором, но подробности пока разглашать не можем. Планируем принять участие в нескольких крупных выставках СНГ, США и Европы. Также будем разрабатывать и тестировать дополнительные функции в нашем приложении.
Что посоветуете начинающим предпринимателям, стартаперам?
Стартаперам в сфере финтеха сейчас очень сложно. Финансовая сфера всегда во все времена была очень консервативна. А сегодня, в эпоху цифровых технологий, банкам особенно трудно — нужно менять привычный уклад и понимание бизнес-процессов, а это происходит не сразу. Поэтому найти понимание будет достаточно тяжело.
Однако, в этом будущее, поэтому хочется пожелать коллегам терпения, позитива и веры. Мы живем на заре эпохи цифровых технологий, благодаря которым жизнь с каждым годом становится не только проще, но и интереснее. А мы с вами являемся непосредственными участниками данного процесса. А это уже повод, чтобы гордиться.
Источник