Арендодатели Москвы стали сговорчивее
На фоне роста пустующих торговых площадей в Москве владельцы помещений стали чаще соглашаться на непривычную для них схему работы — брать с арендаторов не фиксированную ставку, а процент с оборота магазинов.
Центральные торговые улицы Москвы в 2015 году продолжают терять арендаторов, пишет РБК: в первом полугодии доля пустующих помещений, по оценке Colliers International, составила 11,8% – то есть выросла до шестилетнего максимума.
Из-за этого владельцы помещений в стрит-ретейле стали «сговорчивее», то есть чаще соглашаются на, возможно, не самые выгодные для себя условия аренды. Если раньше в соглашениях об аренде редко встречалось условие, что платеж арендатора будет зависеть от его товарооборота, но теперь рантье стали соглашаться на такие схемы, рассказали РБК консультанты в сфере торговой недвижимости и компании-арендаторы.
Наиболее часто встречается комбинированный вариант оплаты: фиксированная ставка плюс процент с оборота. По оценке гендиректора брокерской компании DNA Realty Антона Белых, в 2013–2014 годах таких сделок на рынке стрит-ретейла Москвы было 7–8%, а в 2015 году – уже 15–20%.
По данным директора направления стрит-ретейла Knight Frank Виктории Камлюк, два года назад в нише общепита и продуктов питания были единичные случаи оплаты аренды с использованием процента с оборота, сейчас их стало гораздо больше. «Представители «Перекрестка Экспресс» рассказали нам, что сейчас порядка 40% подписанных ими договоров аренды в стрит-ретейле имеют коммерческие условия с привязкой к проценту от оборота», привела пример Камлюк в комментарии РБК.
«Если объект расположен в неудачном месте и собственник не может найти нового арендатора, то он соглашается на льготные условия, чтобы реализовать объект», подтверждает старший консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ирина Данилкина.
Процент выплат варьируется от 3–5% до 20% – в зависимости от профиля арендатора, отмечает Данилкина. По ее словам, чаще всего запросы на оплату в виде процента с оборота делают супермаркеты и компании общепиты. «Самый низкий процент у операторов, снимающих большие помещения, – продавцов электроники, бытовой техники, супермаркетов, самый высокий процент платят ювелирные магазины», говорит Данилкина. Для продуктового сегмента он в среднем составляет 7–9%, для одежды — 10–12%, уточняет Белых.
Стоит отметить, что у опустения торговых площадей в Москве есть и другая сторона. «Активно развиваются операторы низкого ценового сегмента, фаст-фуд и дисконтные продуктовые сети. Они активно занимают помещения вблизи метро и на улицах с интенсивным пешеходным трафиком, освобождаемые более пострадавшими сегментами, такими как fashion, ресторанами, банками. Меняются предпочтения потребителей и, вместе с ними, и рельеф стрит-ритейла Москвы», говорит Олеся Дзюба, директор отдела аналитики Colliers International Россия.
Источник