МФО меряются микропроцентами
Ценовая политика банковских "дочек" расколола рынок
На рынке микрофинансирования наметилось противостояние организаций, не входящих в банковские холдинги, и банковских дочерних МФО. Небанковские МФО просят ЦБ выделить дополнительные категории при расчете полной стоимости займа, чтобы цены банковских "дочек" не занижали среднерыночное значение. Если этого не произойдет, уже в первом квартале 2016 года "обычные" МФО могут стать убыточными и покинуть рынок, предостерегают эксперты.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо СРО НП МИР (объединяет участников микрофинансового рынка), в котором они, по сути, просят ЦБ выделить займы МФО, являющихся дочерними структурами банков, в отдельную категорию при расчете полной стоимости займа (кредита, ПСК). "Банковские МФО обладают доступом к более дешевому фондированию, а значит, могут предлагать займы по более низким ставкам, которые в итоге влияют на средневзвешенное значение ПСК,— указывает замдиректора по развитию бизнеса "Мигкредита" Динара Юнусова.— Например, по микрозаймам на сумму до 30 тыс. руб., которые фактически являются самым распространенным типом займов у МФО, ставки у банковских и небанковских игроков различаются в среднем на 15-20%". В то же время ограничение ПСК по этим видам займа едино для всех.
Поправки к закону "О потребительском кредите", ограничивающие ПСК, начали применяться с 1 июля. ПСК включает ставку, страховку и иные платежи. Отклоняться от средневзвешенной ПСК можно не более чем на треть. ЦБ ежеквартально рассчитывает ПСК на основании реальных ставок по ссудам банков, МФО, КПК и др. (средневзвешенное значение не менее чем по 100 крупнейшим кредиторам категории либо не менее чем по одной трети кредиторов).
Представители небанковских МФО предлагают два варианта решения проблемы. Первый предусматривает выделение в отдельную категорию для расчета ПСК целевых займов на оплату товаров (POS-займов). По словам госпожи Юнусовой, "основной объем POS-займов, выдаваемых МФО, приходится на банковские МФО". Второй вариант — разделить категорию потребительских микрозаймов на сумму до 30 тыс. руб. для целей расчета ПСК на две — до 15 тыс. и от 15 тыс. до 30 тыс. руб. По оценкам представителей банковских МФО, средний размер POS-займа у банковских МФО составляет примерно 12 тыс. руб. Размер займа у крупных небанковских МФО — в среднем от 23 тыс. до 38 тыс. руб.
Известны как минимум четыре подконтрольные банкам или связанные с ними МФО. Это "Хоум Кредит Экспресс" (ХКФ-банк), "ОТП финанс" (ОТП-банк), "Т-финанс" (Тинькофф-банк) и "Лето-деньги" (Лето-банк). По оценкам участников рынка, пока объем выдач, приходящихся на банковские МФО, невелик и составляет меньше 5% объемов рынка (всего, по оценкам СРО НП МИР на 1 июля, 19,71 млрд руб.). Однако со временем объем выдач таких игроков будет расти, уверены эксперты, и уже в первом квартале 2016 года окажет существенное влияние на расчет ПСК в ряде категорий. В перспективе при увеличении объемов выдач банковских МФО уже через полтора-два квартала бизнес небанковских МФО станет и вовсе убыточным и основные игроки будут вынуждены уйти с рынка, поясняет главный исполнительный директор МФО "Домашние деньги" Андрей Бахвалов.
Банковские МФО не против расширения категорий займов. "Ставки у нас в "Лето-деньгах" в принципе гораздо ниже среднерыночных — самая высокая ставка по займам у нас находится на уровне 59,9% годовых при сумме займа до 50 тыс. руб.",— указывает глава Лето-банка Дмитрий Руденко. Согласно опубликованному ЦБ среднерыночному расчету ПСК МФО, по итогам второго квартала среднерыночные значения ПСК по таким займам в зависимости от срока составляли не менее 110% годовых. "В отличие от МФО, имеющих партнерские отношения с крупными розничными игроками, у многих МФО нет ни технологий для выдачи таких займов в торговых сетях, ни налаженных отношений с ними",— говорит гендиректор "Хоум Кредит Экспресса" Артем Попов. В то же время банковские МФО работают с крупными ритейлерами, например "Хоум Кредит Экспресс" — с "Евросетью" и "Связным", "ОТП финанс" — с "Евросетью", "М.Видео" и "Юлмартом".
"Учитывая, что категории потребительских кредитов (займов) в целях защиты прав потребителей должны отражать существенно отличающиеся друг от друга кредитные продукты, введение новых категорий возможно в случае заметного изменения продуктовой линейки МФО с учетом критериев, установленных законодательством о потребительском кредите",— пояснили "Ъ" в пресс-службе Банка России. В настоящее время ЦБ не отмечает существенного влияния МФО, входящих в состав банковских групп, на объем микрофинансового рынка, но продолжает анализировать ситуацию для исключения регуляторного арбитража, резюмировали в ЦБ.
Источник