Экономика интернета трансформируется под новые условия
Стремительный рост количества доменов первого уровня диктует новые условия развития экономики интернета. Об этом и других особенностях трансформации сети рассказал "Ежедневнику" вице-президент ICANN Михаил Якушев.
- В одном выступлении, вы заявили о значительных изменениях в экономике интернета. Что именно вы имели ввиду под этим и как ситуация развивается сейчас?
- Если говорить об изменениях, за которые отвечает наша организация (ICANN), то они касаются создания новых доменных зон, в том числе и недавно запущенной .БЕЛ. Дело в том, что пространство доменных имен первого уровня резко расширяется. Началось все с шести или семи имен общего пользования таких как .COM, остающийся, кстати, самым большим доменном в мире. Следом появились домены страновые (.DE или .RU). И сейчас появляются домены интернационализированные, подобно .БЕЛ и домены общего пользования типа .BERLIN, .BANK, .CLUB. Их число уже сейчас превышает одну тысячу, к концу следующего года будет около двух тысяч, а в перспективе может достигнуть нескольких десятков тысяч.
С одной стороны это требует больших вычислительных и канальных мощностей для передачи такой информации, ее маршрутизации. Потому что таблицы, показывающие, куда и как отправлять пакеты информации, увеличиваются квадратично. Отсюда потребность в технических решениях на уровне операторов связи, тех, кто занимается трафиком, серверами. Соответственно это требует новых инвестиций.
С другой стороны, такая ситуация влечет за собой изменения на рынке собственно доменов. Потому что, несмотря на рост числа пользователей нуждающихся в домене, их количество конечно. Сумма, которую готов выложить гражданин и организация за необходимый домен тоже ограничена. На каждом этапе возникает вопрос, как распределяются деньги, которые готов заплатить пользователь за правильную адресацию своего ресурса в интернете, между теми, кто предлагает услуги регистрации. В том числе между теми или иными доменами. Разумеется, что традиционно, владельцы .COM с не очень большой симпатией относились к страновым доменам, поскольку те отъедали часть их доходов. Правда, как показывает практика последних лет, рост числа интернет ресурсов был достаточно бурным и позволял удовлетворять коммерческий интерес всех сторон. Этот вопрос был актуальным, когда запускалась зона .РФ в России. Были опасения, что будет резко снижено число регистраций в зоне .RU, так называемой традиционной российской зоне. Тогда на практике эти опасения не оправдались. Бурно росла зона кириллическая, и не останавливался рост и зоны .RU. К сожалению, оба эти процесса приостановились, но не скорее из-за общеэкономической, общеполитической ситуации. Но когда доменов будет уже десятки тысяч, а цена домена первого уровня снизится до более приемлемой, то ситуация может поменяться. Будут ли заинтересованы владельцы, допустим, туристического бизнеса регистрироваться в своей национальной зоне или открыть свой собственный домен первого уровня. Для того, чтобы рекламировать туристический потенциал городов пользуются не .BERLIN.DE, а предпочитают развивать домен .BERLIN. И это один из самых успешных проектов по развитию доменов первого уровня. Это сложно предсказывать, но результат бывает весьма обещающим.
Похожим образом поступают порой владельцы алкогольных брендов. Они, вместо того, чтобы регистрироваться в зонах национальных или коммерческих, открывают домены .WINE или .VODKA.
- Вы упомянули о прекращении роста доменов .RU и .РФ. С чем это связано?
- Тут несколько факторов. Во-первых, у людей стало действительно меньше денег на покупку доменов. С другой стороны, имел место отказ поисковых систем от определенных схем оптимизации популяризации сайтов. Вследствие этого отпала необходимость в регистрации уникальных доменов для этой оптимизации, и на мой взгляд это правильно. И еще один фактор это, что называется, чистка зоны. Было сделано несколько попыток связаться с владельцами сайтов, на которых был обнаружен вредоносный контент. В случае, если владельцы на запросы не отвечали или скрывали свои данные, то эти сайты просто закрывались. Совокупность этих трех факторов привела к тому, что сейчас количество доменов в обеих российских зонах плавно уменьшается. Это не критическое падение. Количество доменов в зоне .RU так и не достигло пяти миллионов, а в зоне .РФ снизилось с приблизительно миллиона до 750 тысяч.
- А это грозит доменным зонам в нашей стране? Какие данные по Беларуси?
- Белорусский сегмент активно растет. И зона .БЕЛ только запущена, но уже показывает хорошие результаты.
- Может быть, можно привести для сравнения примеры других стран?
- Каждая страна в этом плане уникальна, причем нужно понимать, что в разные периоды времени происходят разные процессы. Например, очень популярен был вьетнамский домен, там вообще была бесплатная регистрация. Но прошел год, и большинство доменов не были продлены. Из новых доменов активно растет .XYZ, но неизвестно, что будет через год, насколько людям реально будут нужны. Вопрос в том, какие задачи ставит перед собой регистратура и насколько они оценивают успех или неуспех. Есть новые домены, в которых, можно сказать, вообще нет регистраций или их очень мало, но из-за этого никто не говорит, что это домены-неудачи. Например, в России есть домен .yandex, он не создавался для того, что в нем коммерчески регистрировать домены второго уровня.
- Планируется ли в Беларуси создание новых доменов?
- А это зависит только от вас. Будет волна регистрации новых доменов, примерно с 2016 по 2018 годы. Возможно, что появится зона .МИНСК, например, или что-то подобное. Все зависит от того желания, которые есть у белорусских жителей.
Информация по делу
Михаил ЯКУШЕВ - вице-президент по связям с Россией, странами СНГ и Восточной Европы корпорации ICANN (международная некоммерческая организация ICANN отвечает за распределение и поддержку доменных имен, IP-адресов и других уникальных элементов интернета).
В разные годы занимал руководящие посты в ведущих телекоммуникационных и ИТ-компаниях (Global One, НТВ+, Microsoft Russia, SAP CIS, Mail.Ru Group). Учредитель и член Совета Института развития информационного общества.
Эксперт в области правового регулирования интернета.
ССЫЛКА