Как уводят деньги у клиентов Сбербанка
В России набирает популярность новый вид мошенничества с использованием мобильного приложения Сбербанка. В первую очередь он может коснуться тех, кто продаёт товары и услуги через доски объявлений в Интернете. Схема мошенничества такова, что злоумышленники получают полный доступ ко всем вашим средствам и операциям на счёте, привязанном к банковской карте.
Как это происходит?
Вы публикуете объявление о продаже товара/услуги на интернет-площадке (например, Avito.ru), и с вами связывается потенциальный покупатель. Он выясняет детали сделки и договаривается о покупке, уточняя, что живет в другом городе, поэтому лично оплатить и забрать товар не имеет возможности. Звонящий предлагает перевести деньги на вашу банковскую карту, при этом уточняет, что доставкой товара займется транспортная компания.
Вы называете номер своей карты, но собеседник просит уточнить ещё несколько моментов: например, ваши паспортные данные (включая дату рождения, место прописки и прочее), ссылаясь на требования транспортной компании, которая будет осуществлять забор и доставку товара. Хитрость в том, что перевозчики действительно могут уточнять подобную информацию.
С вами связывается якобы сотрудник Сбербанка для «подтверждения перевода средств», звонок поступает с номера 8 (800) 555 55-50. Это действительно телефон контактного центра Сбербанка, однако настоящие сотрудники не используют этот номер (и любой другой) для уточнения какой-либо личной информации или подтверждения операций. Мошенники подделывают номер, с которого осуществляют звонок, чтобы он отображался как телефон контактного центра и просят сообщить код для подтверждения перевода средств, который немногим ранее был выслан на телефон. Сообщение имеет следующий вид: «Регистрация в приложении «Сбербанк Онлайн для Android». Внимание! Не сообщайте пароль регистрации никому, даже сотрудникам банка: зная пароль, злоумышленник может получить доступ к вашим деньгам. Пароль регистрации: *5 цифр*».
На ваш телефон начинают приходить уведомления о транзакциях с вашего счёта: переводы на другие карты, оплата мобильной связи и т.д.
В чем суть мошенничества?
Имея все паспортные данные и номер карты, злоумышленник либо регистрирует вас в системе «Сбербанк Онлайн», либо пользуется процедурой восстановления пароля через контактный центр Сбербанка. Для входа в «Сбербанк Онлайн» требуется ваш персональный идентификатор (логин) — чтобы его узнать, достаточно позвонить в службу поддержки и, сославшись на плохую память, попросить напомнить его. Специалист запросит номер карты и сообщит релевантный логин. Восстановления пароля происходит так же – имея ваши паспортные данные, мошенники ведут разговор от вашего имени. Последний этап идентификации самый труднодоступный: злоумышленникам нужен специальный код, который банк высылает на ваш номер телефона. В этот момент с вами связывается якобы сотрудник Сбербанка и просит назвать этот код под видом кода подтверждения операции. Мошенник входит в ваш личный аккаунт и максимально быстро переводит средства с вашего счета, чтобы вы не успели заблокировать карту.
Обман всегда происходит таким образом?
К сожалению, нет. Злоумышленники могут немного менять свою стратегию поведения, ведь каждая схема быстро становится известной, на неё «покупается» всё меньше людей.
Пытаться выведать код может как «липовый» сотрудник банка, так и потенциальный покупатель вашего товара или услуги. Просто нужно помнить, что никому нельзя называть свои личные данные, коды подтверждения и т.д. Исключение — когда сам клиент обращается в службу поддержки за помощью, например, для восстановления пароля.
Что делать, если со счёта украли деньги?
Блокировать все счета и карты в этом банке, писать заявление о возникшей проблеме (или сообщить в службу поддержки по телефону).
Писать заявление в полицию.
Не надеяться вернуть денежные средства: быстро и без дополнительных затрат на суды, а также доказательства вашей непричастности к мошеннической схеме получить назад деньги точно не получится.
Как рассказал Сибдепо адвокат Данил Волынский, вероятность возвращения денег крайне мала — в его личной практике таких случаев не было. Спикеры издания «РБК Деньги» сообщают — обращения в правоохранительные органы и судебные инстанции вообще ничего не гарантирует, кроме издержек с вашей стороны: доказать что-то в суде очень сложно, для этого требуется как большая доказательная база, собранная умелым юристом, так и крупные денежные вливания.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, уточняет: в случае судебных разбирательств с банком нужно держать в уме сумму украденного и сумму издержек. Нужно понимать, насколько они соотносятся друг с другом и стоит ли вообще оно того.
Однако у потерпевших есть хотя бы чисто техническая возможность вернуть деньги: по закону «О национальной платежной системе» банк должен вернуть неправомерно списанные деньги, а потом разбираться, почему они были украдены.
Во-первых, нужно в течение суток обратиться в отделение вашего банка и написать заявление; получить в двух экземплярах документ, свидетельствующий, что вы сообщили о проблеме в банк, указывает Павел Медведев, финансовый омбудсмен. Иногда сотрудники банка говорят, что у них сегодня нет бланков, и советуют прийти завтра, но к завтрашнему дню пройдет установленный законом срок, и претендовать на возврат средств вы уже не сможете.
Если так происходит, нужно просить сотрудников банка выдать вам официальное уведомление, что бланков нет, и сообщить, что вы передадите эту бумагу в прокуратуру. Если и это не помогает, нужно приводить свидетелей и писать жалобы в головной офис банка. Если банк откажется вернуть деньги, что чаще всего и бывает, можно обратиться в суд.
Но и здесь всё не так просто: прежде чем спорить с банком, необходимо доказать, что списание средств произошло не по вине клиента, например, при недобросовестном хранении карты и данных. А если на карте черным маркером был написан пин-код, то надеяться на возврат средств банком точно не стоит.
Далее необходимо направить претензию в банк — лучше позвонить в службу поддержки. Там вам заблокируют карту, а запись разговора с сотрудниками службы поддержки можно использовать в суде как доказательство вашей добросовестности.
Самое главное в разбирательствах с банком — это договор между вами и банком, который может проводить операции по распоряжению клиента. Если мы говорим о нарушениях со стороны банка, то клиент как потребитель, согласно 29-й статье закона «О защите прав потребителя», может получить неустойку, возмещение морального ущерба. Кроме того, с банка может быть взыскан штраф в качестве наказания в размере 50% от исковых требований за то, что он не удовлетворил их добровольно.
Текст: Антон Лимонов.
Фото: Сибдепо.
источник