Поисковик Google переходит на искусственный интеллект
Когда Alphabet Inc., родительская компания Google, сообщила на прошлой неделе об их умопомрачительных заработках, исполнительные директора вовсю обсуждали инвестиции компании в машинное обучение и искусственный интеллект.
Любая другая компании посчитала бы это неразумным отвлечением от основного бизнеса. В Google одно другому не мешает. Искусственный интеллект находится на дальнем конце машинного обучения, которое заботится о том, чтобы люди создавали софт, который может получать знания о мире. Компания Google была одним из крупнейших корпоративных спонсоров в ИИ и щедро инвестировала в него для работы с видео, речью, переводом, а недавно и с поиском. Rusbase публикует перевод статьи Bloomberg о новом поисковом механизме Google — RankBrain — на основе искусственного интеллекта.
За последние несколько месяцев «львиная доля» миллионных запросов в секунду, которые люди вбивают в поисковик Google, обрабатывалась системой искусственного интеллекта под названием RankBrain, — говорит Грег Коррадо, старший научный сотрудник компании, впервые в общих чертах изложивший перспективную роль ИИ в поиске.
Система RankBrain использует искусственный интеллект, чтобы внедрить большое количество письменных языков в математические объекты (их называют векторами), которые может различить компьютер. Если RankBrain видит незнакомое слово, машина может догадаться, какие слова и фразы имеют похожее значение, и отфильтровать результаты соответственно. Благодаря этому она эффективнее справляется с поисковыми запросами, которых она никогда не видела.
Уникальные вопросы
Система помогает Google справляться c 15% полученных запросов в день, которые поисковик ещё не встречал. Например, она умело справляется с неоднозначными запросами вроде «как называется потребитель высшего звена в пищевой цепочке?». К тому же применение ИИ в RankBrain означает, что он работает не так, как остальные технологии в поисковике.
«Все остальные команды основаны на открытиях и знаниях, которые уже были у людей в информационном поиске, в этом нет никакого обучения», — говорит Коррадо.
Для Google крайне важно не сдавать позиций. Создание систем, которые будут ещё умнее и смогут справиться с неоднозначными запросами, — это один из способов завладеть пользователями, которые экономят время и применяют для поиска в основном мобильные устройства. «Когда вы говорите Google, люди сразу думают про поиск», — говорит Коррадо.
Различные инструменты
RankBrain — это одна из «сотни» команд, поступающих в алгоритм, который определяет, как результаты появляются на поисковой страничке Google и как они ранжируются, — говорит Коррадо. За несколько месяцев запуска RankBrain стал третьей по счёту важной командой, помогающей в выдаче результатов поисковых запросов.
«Я удивился, — говорит Коррадо. — Оказалось, что мы ушли гораздо дальше, чем ожидали».
Добавление RankBrain в поиск — это часть пятилетней работы Google, посвященной ИИ, ведь компания стремится внедрить технологию во все сферы своего бизнеса. «Машинное обучение — это главный революционный способ, с помощью которого мы пересматриваем всё, что делаем», — говорит исполнительный директор Google Сундар Пичай по поводу сенсации о заработках компании на прошлой неделе.
Умнее, чем среднестатистический разработчик
На данный момент RankBrain оправдывает ажиотаж вокруг искусственного интеллекта. Разработчиков поиска Google, потративших дни на создание алгоритмов, которые лягут в основу поискового ПО, попросили внимательно присмотреться к некоторым страницам и угадать, какие, по их мнению, Google вывел бы в топ выдачи. Догадки людей оказались верны на 70%, а коэффициент успешности RankBrain составил 80%.
Типичные пользователи Google согласны. В ходе экспериментов компания обнаружила, что отключение этой функции «принесёт пользователям такой же урон, как если бы вы забыли об обслуживании половины страниц в Википедии», — говорит Коррадо.
Добиться этого было не просто. Выпуск RankBrain представляет собой годовые старания команды, в которой сначала работало около пяти разработчиков Google, включая поискового специалиста Йонгшуи Ву и эксперта в углубленном машинном обучении Томаса Сторманна. Понадобилось много времени, чтобы убедиться, что система верно ранжирует страницы.
К работе подключились десятки людей, после того как Амит Сингхал, старший вице-президент по поиску, дал зелёный свет тому, чтобы развернуть технологию целиком в поисковике Google в начале 2015 года.
«Всё очень тщательно отслеживают», — говорит Коррадо. При этом Google периодически обновляет систему, скармливая ей тонны новых данных, чтобы помочь так же хорошо справляться с новыми концептами.
Ключевые продукты
Решение Google внедрить ИИ в поиск говорит о том, что компании начинают вверять наиболее ценные виды бизнеса системам, которые частично управляются машинным интеллектом. Facebook Inc. пользуется техниками ИИ для сортировки ленты новостей, которая включает персонализированную домашнюю страницу соцсети. Microsoft Corp. использует искусственный интеллект для увеличения способностей поисковика Bing. Microsoft отказалась подробно рассказывать о том, похож ли ее механизм на тот, что использует Google.
Цитата:
«Поиск — это краеугольный камень Google», — говорит Коррадо. — Машинное обучение — это не просто волшебный сироп, которым вы поливаете проблему, и она решается. Требуется очень много дум и внимания, чтобы создать нечто такое, что, по нашему мнению, стоило бы потраченных усилий».
|
Источник